Правительство Ленобласти решило по-новому выделять деньги на содержание региональных дорог. Разработаны специальные нормативы, благодаря которым на уборку трасс понадобится в четыре раза больше средств, чем сейчас. Финансовый блок резко против такого подхода и считает, что 5 миллиардов рублей "на фантики" выкидывать не стоит.

Власти Ленинградской области решили утверждать нормативы на содержание региональных дорог по новым правилам. Во вторник, 30 октября, на заседании правительства их озвучил председатель комитета по дорожному хозяйству Константин Харакозов.

Три недели назад губернатор Александр Дрозденко прогнозировал отставку оного. Возможно, из-за этих обещаний присутствовавшие в зале чиновники слушали докладчика внимательнее, чем обычно — в зале царила тишина. Сам Дрозденко во время отчёта что-то усиленно набирал на сотовом телефоне и даже на пять минут вышел из зала.

Харакозов рассказал, что предлагается утвердить норматив на содержание одного километра дороги. Этот норматив будет рассчитываться по определённой формуле и зависеть от интенсивности движения и категории автомобильной дороги, специфики района, по которой она пролегает, и стоимости работ по ее содержанию.

Коэффициенты диффернциации стоимости работ

Самый высокий коэффициент у автотрасс I категории с интенсивностью движения более 50 тысяч машин в сутки — он составит 6,02; самый низкий — у дорог V категории с интенсивностью движения менее 500 авто в сутки — 1,0. Будет введена дифференциация дорог в зависимости от районов. Так, больше всего денег из бюджета на содержание дорог смогут получить власти Гатчинского района (коэффициент составляет 1,14), Сланцевского (1,13), Ломоносовского (1,08), меньше всего — Лодейнопольского (0,9) и Выборгского (0,91).

Коэффициенты зависимости от района дорог

Расчёты, сколько именно денег потребуется на содержание дорог, исходя из этих коэффициентов, производил НИИ Территориального развития и транспортной инфраструктуры. По данным исследователей, на содержание одного километра дороги V категории потребуется выделить 296 тысяч рублей, если брать цены 2009 года. Если взять цены 2013 года и посчитать всю сеть автомобильных дорог (которых насчитывается 9771 километр по всей области), то набегает в сумме 5,567 млрд рублей.

Коэффициенты зависимости от уровня содержания3.jpg

Переход к применению этих нормативов будет плавным: в 2013 году планируется выделять 35% от суммы, в 2015 — 65%, и только 2018 — все 100%.

Теоретические выкладки никак не стыковались с практикой: в 2012 году на те же самые нужды из бюджета было выделено 1,07 млрд рублей. "Раньше у нас был норматив в 93 тысячи рублей за километр, а вы предлагаете увеличить его в четыре раза. При этом спрашиваете у "Ленавтодора", хватает ли ему денег и не надо ли больше. Естественно, "Ленавтодор" говорит, что денег ему не хватает. Вы предлагаете организовать сбор "фантиков" на 5 миллиардов рублей в год. Эти средства вы возьмете за счет капитального ремонта дорог. То есть ремонтировать дороги мы не будем, а "фантики" собирать будем", - отреагировал вице-губернатор — председатель комитета финансов Евгений Елин.

"Молодец", - послышалось с задних рядов, впрочем, трудно было определить, в чей адрес раздался крик.

Кроме того, Елин упрекнул Харакозова в том, что все нормативы уже заложены в долгосрочных целевых программах, а теперь документы придётся переделывать.

Председателя дорожного комитета возмутило замечание вице-губернатора, он долго и монотонно объяснял, почему считает нужным ввести новые нормативы. "Вы нам сначала бюджет утверждаете, а потом заставляете нас ДЦП подписывать, я-то всегда считал, что нужно наоборот", - обиженно заключил Харакозов. Евгений Елин отодвинулся на кресле назад — казалось, он был не рад, что задал свой вопрос.

Районные чиновники попросили Константина Харакозова рассказать более подробно, как вообще рассчитывается норматив. "Существуют дороги, - интригующе начал глава комитета по дорожному хозяйству. - Есть количество, расценки, одно на другое умножается и всё". Смех начался с задних рядов, через секунду он дошёл до нижних. "Я не понимаю, что тут смешного?" - уже серьёзным тоном попытался погасить оживление Харакозов.

Глава администрации Всеволожского района Александр Соболенко эмоционально поинтересовался, зачем дифференцировать районы по выделению денег. Харакозов не понял, в чем тут вопрос.

- Стоимость ведь будет зависеть от районов? - уточнил Соболенко.
- Да, - согласился глава комитета.
- Ну и?.. - закончил не получившийся диалог Соболенко.

"Позорно, мы отстаём от всех федеральных нормативов", - прокричал сидящий на галёрке депутат Иван Григорьев, с 1999 по 2004 год занимавший пост вице-губернатора по ТЭК и ЖКХ.

В ситуацию вмешался профильный вице-губернатор по строительству Георгий Богачёв. "Про фантики это, конечно, здорово. Но содержание дорог — это не только фантики, но и уборка снега и обработка дорог зимой, ямочный ремонт летом, очистка полосы отвода, все мероприятия по отведению воды, техническая уборка, содержание и покос обочин, содержание систем освещения", - рассказал он.

После этого итог подвёл Александр Дрозденко, к этому моменту уже переставший разбираться с кнопками телефона. Губернатор за минуту примирил стороны и постановил, что нормативы надо принимать.

Юлия Гильмшина,
47News