Поздно вечером в воскресенье одному из жителей дома в Сосновом Бору человек в униформе сотрудника газовой службы сообщил, что по причине возникновения аварийной ситуации — появления запаха газа из закрытой квартиры - были отключены от подачи газа пять квартир (весь стояк). Об этом пишет сосновоборская газета "Маяк".


Когда на следующее утро обеспокоенный жилец поинтересовался у диспетчера газовой службы, когда же будет возобновлена подача газа, выяснилось, что сделать это невозможно — по причине отсутствия договора на обслуживание внутридомового газового оборудования между управляющей компанией «Комфорт» и газовой службой. Ведь включить совсем не так просто, как отключить — для этого существует целая процедура.


До диспетчерской «Комфорта» в тот день дозвониться не удалось, начальник ЖЭК-3 почему-то сообщил про задолженность по оплате жильцами злополучной закрытой квартиры (причем тогда утечка?), а дежурный по городу вообще посоветовал прямиком обратиться... в суд. Житель дома последовал совету, но обратился не в суд, а в прокуратуру и написал жалобу на имя прокурора города. Она в срочном порядке была принята к рассмотрению. Но когда разрешится данный вопрос, пока неизвестно.Поэтому пенсионеру пришлось приобрести микроволновую печь, чтобы готовить пищу.


Из-за отсутствия договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования между поставщиком газа — филиалом «Кингисеппмежрайгаз» ОАО «Леноблгаз» и городскими управляющими компаниями СМУП ЖКО «Кофморт» и ООО «Социум-строй» с 1 июня прекратились работы по обслуживанию внутридомовых газовых сетей. Руководителем ОАО «Леноблгаз» об этом были поставлены в известность глава администрации, прокурор и руководители управляющих компаний, которым были отправлены письма. Так что все руководители давно в курсе. Какие аргументы приводят они?


Сегодня муниципалитет в лице жилищно-эксплуатационных организаций как собственник (наймодатель) жилого фонда несет всю полноту ответственности за состояние и содержание принадлежащего ему имущества, куда входит и внутридомовое газовое оборудование. Именно управляющие компании обязаны организовать техническое обслуживание сетей своими силами либо поручить проведение работ специализированной организации. Затраты, связанные с этим, должны, по идее, включаться в оплату — за содержание и ремонт жилья. Так и было до 1 июня этого года. Но, как поясняет первый заместитель городской администрации Василий Воробьев, вступившие в действие нормы не позволяют управляющим компаниям оплачивать необходимые работы, а повышать тарифы до конца года муниципальные власти не имеют права — правительством Ленобласти предельный тариф для Соснового Бора уже установлен. Получается, что жители оплачивают по квитанциям лишь доставку газа, но техническое обслуживание газовых сетей внутри дома (а включение подачи газа входит в эту процедуру) уже нет. Выходом могло бы стать внесение отдельной строки в платежную квитанцию — за обслуживание оборудования, но такое возможно только в следующем году, когда будет утверждены новые тарифы.


Сейчас при возникновении аварийных ситуаций, создающих реальную угрозу для жизни населения, как в описанной выше, газовая компания имеет право прекратить поставку газа потребителям без предварительного предупреждения. Что и было сделано с квартирами дома № 1 на улице Красных Фортов. По словам начальника аварийно-диспетчерской службы филиала «Кингисеппмежрайгаз» ОАО «Леноблгаз» Раисы Черкашиной, выходом из данной ситуации на время до принятия нового, постоянного договора с управляющими компаниями могло бы стать даже простое письмо о намерении УК заключить в будущем подобный договор. Тогда газовики могли бы включить стояк в счет будущей оплаты.


По форме все правильно — газовики с точностью исполнили служебные инструкции. Руководители обеих управляющих компаний, «Комфорта» и «Социум-строя» еще летом отвечали в том духе, что пока в действующем тарифе на поставку природного газа потребителям не будут предусмотрены расходы на обслуживание внутридомовых сетей, брать дополнительные деньги с населения они не могут. А когда тарифная комиссия рассмотрит и утвердит новые ставки оплаты, пока никто не знает.


Как утверждает директор СМУП ЖКО «Комфорт» Сергей Чертенков, соглашение о намерениях подписать договор с поставщиками газа на техобслуживание внутридомового оборудования на 2007 год было отправлено. Теперь руководство «Леноблгаза» дополнительно требует гарантийное письмо, без которого вполне можно обойтись. По крайней мере, по словам Сергея Владимировича, так и происходило все последние годы. И не было необходимости доводить дело до отключения газа в квартирах.Директор «Комфорта» пообещал отправить гарантийное письмо в ближайшее время.


В этой запутанной истории, как всегда, крайними оказались ни в чем не виновные жители — в основном, пожилые люди, честно оплачивающие счета за газ и не понимающие, почему в XXI веке им надо вспоминать про дровяные печки или тратить деньги на покупку микроволновых печей при наличии действующих газовых плит. В конце концов, это просто опасно — отключение и последующее включение подачи газа без всякого предупреждения чревато не просто аварией, а катастрофой.


Странно, что администрация города не спешит вмешаться в этот затянувшийся конфликт между газовиками и коммунальщиками.