Дороги, ремонта которых так долго ждали жители Ленинградской области, могут так и не начать латать в ближайшее время. Конкурс, который провело правительство еще в начале сентября и даже выделило 2,5 миллиарда рублей, состоялся, но его итоги могут быть отменены. Напомнило о законе ведомство, в помощь которого областные подрядчики не верили — Федеральная антимонопольная служба.
В августе этого года правительство Ленинградской области объявило конкурс на ремонт дорог в 17 районах. На это из региональной казны предполагалось выделить около 2,5 миллиардов рублей. Больше всего этих денег должно было достаться Выборгскому району — пятая часть этой суммы, меньше всего — Бокситогорскому, в котором должно было быть отремонтировано менее 2 км дорог.
В начале сентября, а именно, 7 числа, прошел аукцион, в ходе которого были выявлены победители торгов. По данным 47News, процент снижения от первоначальной цены был небольшим — в основном от 0,5 до 1 процента.
Самый большой кусок строительных работ достался "Энерго-строительной компании" - она будет ремонтировать дороги в Приозерском, Кингисеппском, Всеволожском и Сланцевском районах (подряды на общую сумму 652 миллиона рублей). "Генеральная строительная корпорация" выиграла тендер в Выборгском районе (на 503 миллиона рублей). Компания "Дивный град" выиграла конкурс в Кировском, Тосненском, Гатчинском и Волосовском районах (сумма — 410 миллионов рублей). Корпорация "Евротракт" победила в тендерах на ремонт дорог в Подпорожском и Лодейнопольском районах (сумма контрактов — 283 миллиона рублей). Компания "ГИК" выиграла конкурс в Лужском районе (на 274 миллиона рублей), "АБЗ Дорстрой" выиграла конкурс в Киришском районе (на 274 миллиона рублей), "Вега-2000" - в Бокситогорском и Тихвинском (на 101 миллион рублей), "Автодорстрой" - в Ломоносовском (на 68 миллионов рублей), "Ремстройкомплект" - в Волховском районе (на 40 миллионов рублей).
При этом, по данным 47News, компании "Ремстройкомплект", "ГИК", "Автодорстрой" имеют одного собственника, а "АБЗ Дорстрой" и "Вега-2000" можно назвать, по меньшей мере, дружественными.
Аукцион привлек к себе внимание еще в момент рассмотрения первых частей заявок, когда комитет по дорожному хозяйству решал, каким фирмам участвовать в конкурсе, а каким — нет. Как выяснилось, отвод дали многим компаниям, причем не объясняя причин, по которым это было сделано. "Автомобильно-дорожная компания "Резерв" направила жалобу в Генеральную прокуратуру, в Федеральную антимонопольную службу и даже президенту России. Схожие жалобы направили компании "Акрос", "АБЗ Дорстрой", "Буер", "Экодор", "Дорожник-92", "Ломоносовское ДРСУ", "Кировское ДРСУ", "Лемминкяйнен".
Обращение в федеральные органы власти руководители строительных компаний объясняли тем, что в Ленобласти они не видят понимания со стороны местных ведомств. "Областной УФАС неоднократно закрывал глаза на нарушения законодательства в части размещения государственных заказов, допуская ограничение конкуренции и потакая заказчику в злоупотреблении правом", - писал, к примеру, генеральный директор "АДК "Резерв" Михаил Хренов в обращении к генеральному прокурору РФ.
Неожиданно, как для областных чиновников, так и для самих истцов, ФАС России решил поддержать не участвовавших в конкурсе подрядчиков. Как стало известно 47News, в монопольном ведомстве решили, что при отказах от допуска к торгам в документации должно быть указано "обоснование такого решения и с указанием положений документации об открытом аукционе в электронной форме". "Вместе с тем, составленный аукционной комиссией протокол, не содержит указания на положения заявок, несоответствующие требованиям документации об аукционе, что является нарушением части 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов", - говорится в решении ФАС РФ на жалобу, поданную "АДК-Резерв" по поводу проведенного аукциона на ремонт дорог в Выборгском районе Ленобласти.
В связи с найденными нарушениями ФАС постановило отменить данный конкурс и провести новый, а оператору электронной площадки осуществить блокирование операций по счетам, связанным с проведением конкурса.
По данным 47News, аналогичные решения могут быть приняты и по конкурсам, объявленным на ремонт дорог в других районах Ленобласти. Причина в основном та же, что и в первом случае — заказчик не объяснил не допущенным до конкурсной процедуры игрокам, почему это произошло. Аукцион в Выборгском районе, по сути, стал прецедентом, которым могут воспользоваться остальные участники рынка.
Источники 47News в областном правительстве полагают, что в какой-то мере подобное развитие ситуации выгодно новым властям региона — по крайней мере, прецедент докажет, что правила игры изменились.
Юлия Гильмшина, 47News