Период реверансов между 47 и 78 регионами проходит. Руководствуясь поручением Владимира Путина, оба субъекта, главы которых сменились недавно, подошли к необходимости решать чрезвычайно будничную проблему: куда выбрасывать свой же мусор? На совместных совещаниях чиновники заодно. Но, по сути, между группами, лоббирующими строительство мусороперерабатывающих заводов, начинается противостояние.

Общеизвестный факт: "мусорный бачок" Ленобласти практически полон. Основная часть полигонов была построена еще в прошлом веке, и период эксплуатации большинства из них скоро истечет. К примеру, срок завершения эксплуатации полигонов в Янино и на Волхонке - 2014 год. С приходом этой даты южная часть Петербурга останется без возможности принимать и захоранивать отходы.

Народ всегда против

Предвидя эту ситуацию, в 2005 году правительство Петербурга приняло решение создать полигон ТБО в Кировском районе Ленобласти. Несколько лет понадобилось местным жителям на убеждение властей в том, что они не хотят такого соседства. Последним аргументом выступил мемориал "Синявинские высоты", и люди победили чиновников — проект перенесли на территорию Любанского лесничества вблизи поселка Гладкое Тосненского района. На этом участке Смольным предусмотрено размещение предварительно переработанных, спрессованных и брикетированных твердых коммунальных отходов, поступающих с мусоросортировочных станций Санкт-Петербурга, а также прием, сортировка и переработка твердых коммунальных отходов из Ленинградской области.

Жители близлежащих поселений ожидаемо этой вести не обрадовались и организовали собственные акции протеста. Было проведено несколько экологических экспертиз. Одна из них установила несоответствие документов по строительству полигона экологическим требованиям. "Строительство комплекса может быть осуществлено после перевода земель лесного фонда в земли иных категорий", - говорится в этом документе.

О том, будет ли начато строительство этого полигона и иных других, и если да, то в какие сроки — простые жители вряд ли узнают.

Официальный подход к Полтавченко

Этого не ведает пока даже губернатор Дрозденко, который вынужден узнавать ответы на эти вопросы в письменной форме. 18 сентября он рассказал на пресс-подходе, что направил своему коллеге Георгию Полтавченко письмо, в котором просил "предоставить утвержденную и обеспеченную финансированием концепцию обращения с отходами производства и потребления Санкт-Петербурга, информацию о ходе реализации и планируемых сроках завершения мероприятий, включенных в концепцию, в том числе по строительству мусоросортировочных станций".

Также губернатор Дрозденко запрашивал в письме информацию "о сроках ввода в эксплуатацию первой очереди экспериментального предприятия по переработке и захоронению промышленных токсичных отходов Санкт-Петербурга и Ленинградской области СПб ГУПП "Полигон "Красный Бор". "Напомним, строительство этого объекта простаивает уже двадцать лет", – также цитата из текста губернатора Ленобласти.

Причина столь официального подхода к мусорной теме заключается в том, что "в администрации Ленинградской области нет информации о сроках ввода в эксплуатацию и мощностях мусоросортировочных станций в Санкт-Петербурге, увязке их со сроками строительства комплекса, а также о сроках запуска в нем цехов по сортировке и переработке отходов".

Между тем, если бы Георгий Сергеевич направил аналогичное обращение в адрес правительства Ленобласти, то он вряд ли бы добился быстрого ответа по существу. Внятной концепции — где могут располагаться мусорные полигоны на территории 47 региона — у областных властей пока нет.

- Рассматриваем различные места, где будут располагаться полигоны. Или в Ломоносовском, или в Гатчинском районе. Пока не выбрали, – подтвердил нашему корреспонденту приблизительность замыслов областной вице-губернатор по ЖКХ Алексей Мешков.

Путин — Медведеву

В районах же следить за мусором положено муниципальным властям, а результат существующего контроля хорошо виден на обочинах дорог. Скорее всего, поводом для возбуждения интереса к свалкам стало недавнее и пока известное лишь специалистам поручение Владимира Путина, которым президент озадачил премьера Медведева: во-первых, необходимо изменить законодательство, чтобы ответственность за мусор легла на региональный уровень, а во-вторых, утилизация должна взять верх над захоронением.

Счастье Козырева

Причины же невидимого пока противостояния между элитами города и области лежат в бизнес-плоскости. В отличие от туманных планов области, город в лице вице-губернатора Сергея Козырева уже сформировал очертания "мусорного счастья".

После того как летом этого года он навестил свою дочь в Лондоне и разглядел среди викторианской архитектуры мусоросжигательный завод, больше напоминающий центр современного искусства, быстрый на решения чиновник убедил коллег в том, что в ближайшие десять лет Смольному необходимо построить три новых завода (не считая ТБО в Тосненском районе) общей мощностью в 1,2 млн кубометров переработки. Категорически законодательство не запрещает строительство подобных заводов в городской черте, а лишь требует необходимой санитарно-защитной зоны. Такими зонами станут территории, прилегающие к ТЭЦ.

Спешка Пахомовского

А тем временем, 18 сентября этого года, в кабинете председателя комитета по транспорту и ЖКХ Юрия Пахомовского спешно состоялось еще одно заседание, на котором, по информации 47News, заместитель руководителя ОАО "Автопарк №1 "Спецтранс" Анатолий Язев рассказал о перспективах создания десяти сортировочных линий в самой области. Каждая мощностью по 100 тысяч кубов, каждая по цене 500 млн рублей за штуку. Язев был убедителен, так как на Ташкентской улице в Московском районе "Спецтрансом" недавно уже запущена линия по сортировке и прессованию.

И тут все от народа

"Никакого противостояния нет, мы работаем в рабочем режиме, сейчас наоборот, хотим сплотиться с петербургскими властями", - декларирует вице-губернатор Ленобласти Мешков. Что касается губернатора Дрозденко, то уже в рамках обсуждения строительства ТБО в Любанском лесничестве, он ответил как политик: "Пусть решает народ".

Справка:
Принятые расчеты немудрены: один житель умножается на полтора куба мусора. Результатом вычислений и становится общий годовой объем. В областном правительстве нам заявили, что из города в область везется 80% строительных отходов и 65% всего мусора. Конкретных нормативов потребления мусора нет вообще, существуют лишь тарифы на транспортировку отходов.

Поэтому наиболее острый вопрос – как всегда финансовый – кто будет платить за утилизацию.

Юлия Гильмшина, Евгений Вышенков,
47News