В последние годы количество аварий малой авиации выросло в России в разы. Самолёты падают в лес, на поля, даже на детские площадки. Специалисты утверждают, что для авиалюбителей сейчас не существует почти никаких ограничений, и порядок в небе, возможно, придётся выстрадать кровью. После недавнего крушения самолёта в Ломоносовском районе Ленобласти невольно задашься вопросом - своей или чужой?

22 августа в кабине учебного самолёта, совершавшего в районе посёлка Аннино области технический облёт, находились два опытных пилота. Как утверждают коллеги погибших, причиной крушения могла быть только техническая неисправность. Лётчики, терпя аварию, сумели отвести самолёт от жилого сектора. Больших жертв удалось избежать.

Жители посёлка Аннино, рядом с которым разбился самолёт, жалуются, что они давно опасались чего-то подобного. Повод для опасения у них был. Самолёты поднимаются здесь в небо ежедневно. Многие кружат прямо у них над головами. Не трудно предположить, что было бы, если бы за штурвалом сидели не опытные асы, а "доморощенные" пилоты, которых в последнее время становится всё больше и больше. И если бы причиной аварии стала не техническая неисправность, а человеческий фактор.

"Населённые пункты попадают в зону частичного или полного ограничения полётов малой авиации, - рассказал 47News советник руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Андрей Прянишников. - Однако, проблема в том, что эти границы регулярно и повсеместно нарушаются. Данный пример в Ломоносовском районе не показательный - пилоты действовали по правилам. Но красноречивый - смотрите, насколько всё серьёзно. Это очередной повод обратить внимание на малую авиацию и меры ответственности за нарушение правил полётов".

Как пояснил сотрудник Росавиавции, С 1 ноября 2010 года в нашей стране действуют новые федеральные правила использования малых авиасудов. Если раньше любой полёт необходимо было согласовывать со специальными службами: подавать заявку, ждать ответа, и только после разрешения садиться за штурвал. То теперь этого делать не нужно. Достаточно знать зоны ограничения полётов, и всё. С одной стороны это нормально: число авиасудов растёт, такая практика используется во многих странах мира. С другой - мы столкнулись с выходом из под контроля ситуации. Люди воспринимают предоставленную им свободу как вседозволенность. Зоны запретов воспринимаются многими только как рекомендация. Если ситуация не изменится - количество аварий будет только расти.

В Управлении инспекции по безопасности полётов Федерального агентства воздушного транспорта 47News рассказали, что проблема сводится не только к либерализации правил полётов. "Во-первых, количество лёгких и сверхлёгких воздушных судов в стране постоянно растёт, - отметил начальник Управления Сергей Мастеров, - сегодня в России зарегистрировано около 2300 судов малой авиации, а рост судов - это всегда рост аварий. Во-вторых, причины крушения, традиционно, кроются в неисправностях машин и недостаточной подготовке пилотов. Но предоставление свободы аивалюбителям, конечно, сыграло свою негативную роль. Выход здесь один - в ужесточении наказания за нарушения правил".

Как отмечают эксперты, на сегодняшний день штраф за нарушение границы ограниченных полётов варьируется от 2 до 5 тысяч рублей. Понятно, что для человека, купившего воздушную машину за несколько миллионов - это не деньги. Выход - в многократном увеличении этой суммы. Минтранс уже подал в Правительство РФ законопроект об ужесточении административной ответственности пилотов малой авиации за нарушения. Сейчас он находится на рассмотрении.

Напомним, в 2011 году на территории Ленинградской области ГУ МЧС по региону было зафиксировано 4 аварии воздушных судов общего назначения. 20 января в Приозёрском районе упал вертолёт АС-355, совершавший рейс по маршруту Валаам - Ржевка, один человек погиб, шестеро пострадали. 15 августа в реку Тигоду в Киришском районе упал лёгкомоторный самолёт Рaper РА-28, погиб один член экипажа и двое пассажиров. 20 августа в Ломоносовском районе, вблизи посёлка Новая Ропша, потерпел крушение ЯК-18, погиб пилот и трое пассажиров. 2 декабря рядом с Красным Селом разбился легкомоторный самолёт Тecnam Р-2002, пилот погиб, пассажир выжил.

В 2012 году зафиксирован 1 случай аварии - это как раз недавнее крушение у деревни Аннино легкомоторного Cessna-421. Год ещё не закончился. Поэтому выводы делать рано. По стране аналогичных ЧП зафиксировано на сегодняшний день 16. В прошлом году их было 20. И со снова оговоримся - ещё не вечер. В 2010, и в 2009 годах в Ленобласти было зафиксировано по одной аварии с участием малой авиации. А по России - 12 и 12 соответственно. Динамика на лицо.

На сегодняшний день Северо-Западным межрегиональным управлением Росавиации в Ленинградской области зарегистрированы 16 действующих взлетно-посадочных площадок и полос, обеспечивающих базирование и полеты авиации общего назначения. Расположены они на территории шести аэродромов: Кузнецово (500 м от н.п. Кузнецово, Лужский район), Сельцо (н.п. Сельцо, Волосовский район), Гостилицы (н.п. Гостилицы, Ломоносовский район), Сиворицы (н.п. Старые Черницы, Гатчинский район), Манушкино (пос. Манушкино, Всеволожский район), Ковалёво (пос. Ковалёво, Всеволожский район).

Сергей Прудников, 47News