Министерство экономического развития и торговли предлагает провести радикальную реформу отечественного судопроизводства, заменив существующую систему назначения судей их выборностью, пишут «Ведомости».
Ведомство подготовило пакет поправок в законы, регулирующие правовой статус судей. Совершенствование всей судебной системы предполагает очередная среднесрочная программа социально-экономического развития страны на период с 2006 по 2008 годы.
В настоящее время все судьи высших судебных органов, кроме председателя Конституционного суда, назначаются указом президента России на срок шесть лет, но не более двух раз подряд.
МЭРТ предлагает избирать председателей тайным голосованием судей соответствующего судебного органа и не более чем на один пятилетний срок. Для рядовых судей вводится обязательная предварительная подготовка в вузах, отобранных по конкурсу.
Согласно поправкам в законы, на квалификационных экзаменах будут присутствовать «независимые наблюдатели». Администрация президента обяжут решить вопрос о назначении судьи в течение двух месяцев. Сейчас эта процедура может длиться годы.
Кроме того, предлагается отменить трехлетний испытательный срок, после которого судьи переназначаются. Вместо этого будет введена система квалификационной аттестации судей на протяжении всей карьеры.
Новые правила предполагают, что к дисциплинарной ответственности судей будут привлекать не квалификационные коллегии, а специализированный дисциплинарный суд. Этот орган также будет давать согласие на привлечение их к уголовной ответственности.
В его составе будут работать 21 судья, которых выберет Совет Федерации из кандидатов, предложенных президентом (одна треть), съездом судей и представителями общественности (также по одной трети). При дисциплинарном суде будет сформирована служба внутренних расследований.
Концепция законопроекта, по мнению разработчиков, заключается в том, что его реализация позволит начать процесс обновления судейского корпуса. Кроме того, данный нормативный документ должен решить вопросы с недостаточной открытостью судебного процесса и устранить механизмы влияния на судей.