Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин принял участие в заседании научно-технического совета ОАО «РЖД», посвященного вопросам развития транспортного узла Усть-Луга.

Основным вопросом повестки заседания стало развитие Усть-Лужского железнодорожного узла и создание для этого информационно-управляющего логистического центра (ИУЛЦ) ОАО «РЖД». Реализация этой задачи позволит осуществить технологический прорыв в развитии всего транспортного узла Усть-Луга. Технология работы будущего ИУЛЦ должна включать систему межведомственного информационного взаимодействия железнодорожных и морских перевозчиков, терминалов порта, грузовладельцев, экспедиторов груза, государственных контролирующих органов и других участников перевозочного процесса на основе механизма «единого окна».

ОАО «РЖД» является основным перевозчиком грузов для порта, ключевым партнером по развитию транспортной инфраструктуры на подходах к нему и акционером ОАО «Компания «Усть-Луга».

За четыре последних года объемы перевозки грузов в Морской торговый порт Усть-Луга выросли более, чем в три раза: с 6,4 млн тонн в 2007 до 22 млн тонн в 2011 году. Предполагается, что в текущем году грузооборот составит 36,1 млн  тонн, к 2015 году объемы перевозок увеличатся до 69,3 млн тонн, а к 2020 году – до 120 млн тонн в год.

С учетом системной роли порта Усть-Луга для развития внешнеторговых перевозок, в соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года и Генеральной схемой развития железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» предусмотрен комплекс мероприятий по усилению ближних и дальних железнодорожных подходов к порту Усть-Луга.

Пропускная способность железнодорожной инфраструктуры в настоящее время достигает 35 пар поездов в сутки, что соответствует перевозке в порт около 35 – 37 млн. тонн грузов (при практических объемах в 2011 году – 22 млн. тонн и ожидаемым объемам в 2012 году 36 млн тонн).

В текущем году инвестиции компании в реализацию проекта запланированы на уровне 15,06 млрд. рублей. В связи с тем, что инвестиционная составляющая в железнодорожных тарифах не введена, ОАО «РЖД» инвестирует средства из своих источников в пределах имеющихся ограниченных возможностей и, несмотря на ограничения в инвестиционных источниках, ОАО «РЖД» сегодня полностью обеспечило развитие железнодорожных подходов и пропуск существующего грузопотока.
Однако, как подчеркнул Владимир Якунин, этих средств для дальнейшего освоения растущего грузопотока недостаточно. Кроме того, освоение перспективного грузопотока в порт невозможно без строительства новой системы логистического управления перевозками и взаимодействия со всеми участниками логистической цепочки, включая взаимодействие с терминальным комплексом порта.

- В кратчайшие сроки крайне необходимо выполнение решений, принятых на совещании у заместителя Председателя Правительства РФ С. Б. Иванова 15 марта 2011 г., о выделении средств из Федерального бюджета на развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к порту Усть-Луга в объеме 25 млрд. рублей в 2012-2013 годах. При изыскании соответствующих средств и выполнении строительных мероприятий к концу 2013 года, в 2014 году ОАО «РЖД» сможет обеспечить пропуск 57,6 млн. тонн в год, - отметил президент ОАО «РЖД».

Кроме того, для снижения дефицита средств часть инвестиций на развитие станций Лужская-Генеральная и Лужская-Восточная с объемом затрат порядка 6,2 млрд. рублей должны быть привлечены при участии владельцев примыкающих терминалов на основе заключения типовых договоров на оказание услуг по присоединению к инфраструктуре ОАО «РЖД».

- Есть перспектива, что вопросы формирования инвестиционных источников для ОАО «РЖД» будут решены, - подчеркнул Владимир Якунин.

Вместе с тем, ОАО «РЖД» готово за свой счет разработать проектную документацию на необходимое развитие этих станций для подготовки обоснованных технических условий на присоединение.
- Сегодня мы готовы к конструктивному диалогу с владельцами терминалов для выработки системы эффективного финансирования проводимой работы, - отметил президент ОАО «РЖД».

С целью организации пропуска в объеме свыше 37 млн. тонн в год требуется выполнить электрификацию участка Гатчина – Лужская и построить станцию Лужская-Сортировочная уже к концу 2013 года. Данные мероприятия в целях своевременного освоения прогнозируемых объемов перевозок необходимо провести в 2012-2013 годах с объемом затрат 25 млрд. рублей.
В завершении заседания научно-технического совета Владимир Якунин отметил, что ОАО «РЖД» как государственная компания и акционер управляющей компании порта понимает системную ответственность за перспективы его развития, и выразил надежду, что подобные мероприятия помогут все участникам процесса в организации работы для достижения единой цели.