Работники аппарата Избирательной комиссии Ленинградской области в составе Миссии наблюдателей от СНГ приняли участие в наблюдении за выборами депутатов Национального Собрания Республики Армения, которые прошли 6 мая 2012 года.

Как в среду, 16 мая, сообщила корреспонденту 47News пресс-секретарь Избирательной комиссии Ленобласти Виктория Полякова, по предложению комитета по внешнеэкономическим и межрегиональным связям Ленинградской области и по поручению председателя Леноблизбиркома Владимира Журавлева для наблюдения за выборами в Армении были направлены начальник Информационного центра Леноблизбиркома Андрей Зинченко, начальник сектора правового обеспечения и повышения правовой культуры избирателей Андрей Бодягин, главный специалист отдела по работе с территориями и ведению делопроизводства Виктория Князева. Наблюдатели от Леноблизбиркома в день голосования посетили 6 избирательных участков города Егвард, 3 участка в сельских поселениях Егвардского района, а также один участок в городе Ереван.

Миссия наблюдателя заключалась в сборе достоверных сведений о процессе выборов и составлении независимого заключения на их основе при соблюдении принципов нейтралитета, беспристрастности и невмешательства в избирательных процесс. Благодаря теплому, дружественному приему, который представители Леноблизбиркома встретили на каждом избирательном участке, они смогли достаточно подробно от организаторов выборов Армении узнать об избирательном законодательстве страны, увидеть практическую работу избирательных комиссий.

Во многом избирательное законодательство Республики Армения схоже с российским законодательством, но есть и существенные отличия. В стране 3-уровневая система избирательных комиссий: центральная избирательная комиссия, 41 окружная избирательная комиссия и участковые комиссии. Выборы депутатов Национального Собрания проходят по смешанной избирательной системе, когда часть депутатов избирается по одномандатным округам, а другая часть по партийным спискам. При этом избирателю выдается два бюллетеня белого и желтого цветов, которые после тайного голосования вкладываются избирателями в конверты соответствующих цветов, опечатываются членом комиссии и затем опускаются в разные избирательные урны. Бюллетени имеют отрывной корешок, который остается в избирательной комиссии.

Законодательно закреплено, что в бюллетене избиратель может обозначить свой выбор только «галочкой», и никаким другим знаком, иначе бюллетень будет признан недействительным. Так, по итогам выборов 6 мая недействительными были признаны 9% бюллетеней.

Еще несколько отличительных особенностей голосования в Армении. Для предотвращения повторного голосования проголосовавшему избирателю на последней странице паспорта специальными исчезающими через 12 часов чернилами делается отметка об участии в голосовании.

На избирательном участке (всего на выборах было образовано почти две тысячи участков) могут находиться одновременно не более 15-ти избирателей. Однако такое ограничение совсем не сказалось на желании избирателей участвовать в выборах. Как отметили наши наблюдатели, остальные граждане терпеливо ожидали своей очереди неподалеку от помещения для голосования. Всего в стране более 2,5 миллионов избирателей.

В день голосования участковая комиссия по жребию распределяет служебные обязанности между членами комиссии. В отличие от российской практики в Армении законодательно не предусмотрено голосование на дому для граждан, которые по состоянию здоровья не могут прибыть на избирательный участок. Также не имеют возможности проголосовать граждане, находящиеся за рубежом. Несмотря на это, благодаря достаточно высокой активности граждан Армении, которую отметили наши наблюдатели, был уверенно преодолен 50-процентный порог активности избирателей на выборах в Национальное Собрание.