Решение проблемы африканской чумы требует изменения законодательства. К такому выводу пришли накануне специалисты в ходе расширенного заседания противоэпизоотической комиссии при правительстве Ленинградской области с участием руководителей ветеринарных служб и органов исполнительной власти в сфере охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира Вологодской, Ленинградской, Новгородской, Псковской, Тверской областей.

Как в пятницу, 20 апреля, сообщили корреспонденту 47News в Агентстве сельскохозяйственного консультирования Ленинградской области, главной темой в очередной раз стала профилактика африканской чумы свиней в условиях формирующегося эндемического очага на границе Северо-Западного и Центрального федеральных округов. По этому поводу в марте прошло уже два совещания. Актуальность проблемы распространения вируса АЧС не требует разъяснений: только за текущий год на территории России зафиксировано уже 13 случаев заболевания. А прямые убытки в 2011 г., вызванные африканской чумой свиней, составили 10 млрд. руб.

К счастью, в Ленобласти на сегодняшний день случаев заражения АЧС не зафиксировано. Однако тревогу вызывает факт обнаружения вируса на территории близлежащих регионов. Речь идет о республике Карелия, где карантин был снят только в начале апреля, и о Тверской области, где сейчас введен режим чрезвычайной ситуации в связи с распространением болезни уже в дикой природе. Последнее таит в себе огромную опасность, поскольку контролировать перемещение вируса в естественной среде обитания животных практически невозможно. Единственное, что возможно - это меры по предотвращению миграции кабана и постепенная полная ликвидация поголовья в районе заражения.

В целом, решение проблемы АЧС требует системного подхода. В ходе заседания комиссии были озвучены основные принципы, на которых должна строиться профилактика африканской чумы свиней: постоянный мониторинг, контроль численности и передвижения животных (это в равной степени касается домашних и диких свиней); запрет на использование в качестве корма пищевых отходов; создание буферных зон вокруг крупных свиноводческих предприятий и обеспечение там системы закрытого содержания животных.

Камнем преткновения остается вопрос использования и утилизации пищевых отходов, которые зачастую и служат источником распространения вируса. Вывоз отходов фермерами с территорий больниц, школ, училищ, детских садов и прочих учреждений в подавляющем большинстве случаев осуществляется нелегально. Регулировать эти процессы, разумеется, не прерогатива ветеринарных служб. Это прямая компетенция Роспотребнадзора. Однако эта структура, ссылаясь на федеральный закон №294 «О защите прав юридических лиц», не всегда находит для себя возможным реагировать на ситуацию.

Проблемы правового поля этим не ограничиваются: инструкция о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней действует практически в неизменном виде с 1980 г. Естественно, что в настоящих условиях она требует переработки. Не принят еще и федеральный закон «О ветеринарии».

Разрешить коллизии может только создание грамотной системы правового регулирования, а также четко отлаженной схемы исполнения уже существующих законов. Именно за создание единой федеральной юридически и финансово подкрепленной концепции борьбы с африканской чумой и выступили участники заседания. И значение государственных инициатив в этом отношении бесспорно. Но с другой стороны важно и осознание личной ответственности. Интересный факт: в Тверской области все очаги АЧС, в том числе и среди диких кабанов, зафиксированы вдоль федеральной трассы «Москва – Санкт-Петербург». О чем это говорит? О том, что главную роль в возникновении и распространении болезни играет исключительно антропогенный фактор. И это повод задуматься для всех, а не только для чиновников.