Все службы, обладающие полномочиями земельного контроля, объединят усилия и выработают единую стратегию совместного проведения надзорно-профилактической операции «Землепользование».

К такому решение пришли участники межведомственного совещания в областной прокуратуре по вопросам исполнения земельного и градостроительного законодательства при распоряжении земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности. В его работе приняли участие руководители федеральных ведомств, члены правительства Ленинградской области и председатели профильных комитетов.

Планируется, что в ходе операции «Землепользование» прокуроры районов проверят насколько законно применяются полномочия муниципальных властей при выделении земельных участков и насколько эффективно используются их полномочия по контролю в этой сфере. Наиболее остро стоит вопрос о правомерности принимаемых местной властью решений об изменении целевого назначения земель сельхозназначения под дачное строительство.

По словам вице-губернатора -  председателя областного комитета по управлению государственным имуществом Александра Дрозденко, в регионе более 9 тыс. гектаров сельхозземель было предоставлено для дачных некоммерческих объединений, число которых уже превышает 500. Во многом такая ситуация сложилась потому, что у органов государственной власти отсутствуют полномочия по контролю за организацией и деятельностью ДНП, а органы МСУ, приняв решение об изменении вида разрешенного использования, далее устраняются от контроля за подготовкой этими объединениями проектов организации и застройки территории.

"Правительство Ленинградской области большое внимание уделяет вопросам контроля за соблюдением законодательства. В частности, - добавил вице-губернатор, - мы можем и готовы отчитаться за каждый гектар переведенной земли из одной категории в другую. Эта процедура четко прописана в законе, есть уставленный законом пакет документов. Но изменение разрешенного использование уже находится вне наших полномочий и контролировать этот процесс крайне затруднительно".

Вторая причина – отсутствие материалов территориального планирования. Однако, даже к уже принятым документам существует много вопросов. По словам вице-губернатора - председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Григория Дваса, многие муниципалитеты несмотря на отрицательную оценку генпланов согласительной комиссией все равно принимают их на советах депутатов. Это не запрещено законом, однако, как подчеркнул Григорий Двас, в таких генпланах обозначены крупные жилищные комплексы и сопутствующая инфраструктура, которая не согласована с планами и программами развития, утвержденными на региональном уровне, чего по закону быть не должно.  

Участники совещания пришли к выводу, что сейчас полномочия земельного контроля разрознены между ведомствами и используются в ряде случаев недостаточно эффективно. Для того, чтобы изменить ситуацию необходимо объединить усилия, как на федеральном, так и региональном и муниципальном уровнях, выработать единую стратегию и принять необходимые меры по выявленным нарушениям.
 
"Для начала, - сказал прокурор Ленинградской области Герман Штадлер, - необходимо все-таки реально понять, что происходит на земле на самом деле".

Для этого прокурор поручил провести мониторинг обращений за последние три года граждан в прокуратуру и правоохранительные органы в сфере земельных вопросов, а также публикаций в СМИ по этим проблемам.

По итогам этой работы планируется: принять меры для пресечения нарушений, касающихся незаконной регистрации прав на земельные участки, полученные в результате преступной деятельности и подготовить в Генеральную прокуратуру РФ, профильные органы государственной власти соответствующую информацию с указанием проблемных вопросов, требующих разрешения на федеральном уровне.
 

по материалам пресс-службы областного правительства