Сланцы. Первое, что приходит в голову, когда слышишь название города — «Это не тапочки», затем ассоциативный ряд продолжают почему-то обязательно пыльные шахты, безработица и социальные проблемы. В него совершенно не укладывается то, что когда-то этот район называли Гдовской Швейцарией, то, что он был густо заселен с незапамятных времен, о чем свидетельствуют многочисленные жальники и могильники, а в XIX веке, и будучи в центре Российской Империи, а не депрессивной приграничной территорией без погранпереходов, стал объектом пристального внимания царской фамилии и был неразрывно связан с именем Иоанна Кронштадского.

заручье1.jpg arhivolt
Заручье. Церковь Успения Пресвятой Богородицы 1858 — 1864 гг.

Конечно, в Сланцевском районе путь любого путешественника лежит в сторону красивейшего озера Самро, в окрестностях которого находилось имение великого князя Константина Николаевича Романова. И по берегам которого в XIX ведущими петербургскими архитекторами были выстроены монументальные храмы. Первая остановка - деревня Заручье. Здесь находится церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1858 — 1864 годах на средства от пожертвований всей семьи Николая II и великого князя Константина Николаевича. От нее ежегодно 14 августа отправляется крестный ход к особо почитаемым пещерам на реке Долгой.

доложск1.jpg arhivolt
Доложск. Пещерный храм.

До революции это событие привлекало до 20 тысяч богомольцев. Сейчас традиция возрождается, верующие приходят к руинам доложского пещерного храма, к целебному источнику и камню, на котором, по легенде, остался след Богородицы. Выше над пещерным храмом находится древнее городище Доложск, основанное около 1300 года. Все что от него осталось низенький, поросший деревьями вал и сильно заросшая площадка.

старополье1.jpg arhivolt
Старополье. Церковь Рождества Христова 1878-1888 гг.

Дальше на пути деревня Старополье, над которой возвышается величественная, пятиглавая церковь Рождества Христова с 45-метровой колокольней. Храм построен в 1878-1888 годах по проекту архитектора И.Б. Слупского, возводившего также подворье Коневецкого монастыря в Петербурге на Загородном проспекте. Сама деревня расположена в очень живописной местности у отрогов Моклочных высот, окружающих берега озер Самро и Долгого.

На берегу озера Самро в деревне Козья Гора стоит еще один красивейший храм — белая изящная церковь, взмывающая ввысь на вершине горы. Этот храм был построен в 1904-1908 годы архитектором Василием Косяковым, создателем Никольского морского собора в Кронштадте. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - единственная уцелевшая постройка Покровского Поречского женского монастыря. Она была освящена Иоанном Кронштадтским, который, по преданию, сказал «стоять сему храму до второго пришествия». И церковь действительно не пострадала ни во время революции, ни во время немецкой оккупации.

Вообще считается, что Козья гора – священное место. Храм поставлен там, где когда-то, возможно, было языческое капище. По одной из версий, древний культ нашел отражение в самом названии горы. Ведь коза во многих культурах ассоциируется с плодородием.

Еще одно творение известного архитектора Николая Никонова, построивший в Петербурге, например, Иоанновский монастырть на Карповке и Дом Басина в псевдо-русском стиле на площади Островского, находится в деревне Пенино. Строительство монументальной церкви Рождества Пресвятой Богородицы с мощной колокольней было завершено в 1900 году. На церемонии освящения присутствовал Иоанн Кронштадский.

lozhgolovo1.jpg arhivolt
Ложголово. Церковь Георгия Победоносца 1836 г.

Вообще Иоанна Кронштадского с этой местностью связывали тесные родственные узы. Отец его супруги - протоиерей Константин Несвицкий когда-то служил настоятелем Гдовской Пятницкой церкви, был Гдовским благочинным, освящал многие вновь выстроенные церкви уезда, в том числе в селе Ложголово — церковь Георгия Победоносца в 1836 году. Этот храм в русском стиле с массивной луковичной главой, пожалуй, можно назвать самым отреставрированным в окрестностях озера Самро. Конкуренцию по этому критерию ему может составить разве что церковь  в деревне Козья Гора.

На этом все. Возвращаемся в Сланцы. Город мог бы смело делать ставку не на масштабные производственные проекты, а на развитие туризма. Предпосылки для этого есть: дороги в районе по российским меркам сносные, природные данные — отменные, даже минимальная туристическая инфраструктура в виде трех гостиниц и нескольких кафе уже создана, а интересных объектов вообще хоть отбавляй.

В самих Сланцах можно было бы оборудовать для посещения туристов одну из шахт, тем более, что неподалеку находится и одна из самых востребованных в городе гостиниц — шахта имени Кирова бывшего заводоуправления. В Норвегии, например, аналогичный туристический объект гостиница-шахта пользуется большой популярностью, заверили 47News эксперты туриндустрии. Не менее востребованными бы были экскурсии на редкое для России производство майолики с возможностью попробовать свои силы и собственноручно изготовить, например, кружку, считают опытные экскурсоводы. На противоположном берегу Плюссы, в непосредственной близости от Сланцев - еще одно знаковое место. Там располагался старейший к северу от Пскова монастырь, основанный в XV веке. Сейчас на его территории стоит перенесенная из несуществующей ныне деревни деревянная церковь Казанской иконы Божьей Матери 1898 года. Все эти объекты безусловно привлекли бы внимание туристов. Пока же ситуация такова — власти уже как два года назад закрыли информационно-туристский центр Сланцев. Поэтому пока наслаждаемся видом бессмертных архитектурных творений в окрестностях озера Самро...

[route]
Анна Пчелина,
47News