Третий год подряд 47News совместно с журналом «Город 812» составляют рейтинг самых влиятельных людей в Ленинградской области. Мы опрашиваем экспертов, знакомых с ситуацией в регионе, кто, по их мнению, оказывает сегодня самое существенное влияние на политические процессы и принятие важнейших решений в области.

Декабрьские выборы в Госдуму и местный парламент существенно изменили ландшафт политической жизни Ленинградской области. Казалось, вот-вот - и 47-й регион накроет волна радикальных политических перемен. Но революции не случилось, и потому наш рейтинг уже третий раз подряд открывает фигура Валерия Сердюкова.

1. Глава Ленинградской области в последнее время неизменно получает «двойки» в рейтингах выживаемости губернаторов. Весь прошлый год в СМИ его называли «хромой уткой» и день ото дня ожидали президентского указа о его отставке. За этот период кадровые перетасовки случились едва ли не во всех соседних регионах – в Санкт-Петербурге, Вологодской, Архангельской областях сменились лидеры, собирается в отставку губернатор Мурманской области. А Валерий Павлович в Ленобласти по-прежнему у руля.

Говорят, активен, как никогда. Почти ежедневно ездит по районам региона, встречается с руководителями предприятий и администраций, готовит область к президентским выборам. Эксперты считают,  что до июня – срока истечения губернаторских полномочий – Сердюкова трогать не будут. А осенью возможен политический хит сезона – выборы губернатора Ленобласти. И не исключено, что полномочия Сердюкова продлят на весь предвыборный период.

2. Один из тех, кто сохранил свою способность влиять на ситуацию, не участвуя впрямую в политических битвах – сенатор от ЗакСа бизнесмен Андрей Молчанов. Вовремя дистанцировавшись от чрезмерно оппозиционной «Справедливой России», Молчанов, тем не менее, не связал накрепко свое имя с «Единой Россией». Он сделал ставку на «Народный фронт» - и выиграл. Едва ли не единственный среди всех участников «концессии». Новый состав ЗакСа без проблем избрал его своим сенатором и теперь судьба Молчанова никак не зависит от перемен в исполнительной власти. Весь прошлый год он наращивал связи в федеральных структурах, получая крупные строительные госзаказы. Собственных амбиций выдвинуться, к примеру, в губернаторы, у Молчанова, похоже, нет – он более уверенно себя чувствует, манипулируя экономическими и политическими рычагами, оставаясь при этом в тени. Но ярких персонажей, на которых он мог бы сделать ставку, пока на горизонте не видно.

3-4. В исполнительной власти Ленобласти есть сегодня две фигуры, чьи амбиции достаточно серьезны, а активность высока – это вице-губернаторы Александр Дрозденко и Сергей Яхнюк. Первый является фактическим главой областного штаба по выборам президента, занимается сферой госимущества. Позиции Дрозденко несколько ослабли с уходом из полпредства Александра Нестерова, однако он до сих пор считается в правительстве эффективным менеджером и относительно самостоятельной фигурой. В позициях Яхнюка ничего, по большому счету, не изменилось, он продолжает руководить устойчиво развивающейся сферой сельского хозяйства, по профилю своей деятельности связан со всеми районами области и способен заручиться их поддержкой, если сочтет нужным участвовать в губернаторских выборах. Да и связи в Кремле у Яхнюка традиционно сильны.

5. Александр Худилайнен – новое имя в нашем рейтинге. Бывший глава Гатчинского района, он неожиданно для многих в середине года возглавил политсовет «Единой России» и предвыборный штаб партии. При поддержке депутата ГосДумы Сергея Петрова, штаб практически взял на себя инициативу по ведению кампании «партии власти». Триумфа не получилось – результат ЕР на декабрьских выборах оказался существенно ниже ожидаемого. Между тем, Худилайнену удалось все же решить для себя задачу минимум – он стал спикером областного ЗакСа. Это удобная позиция для вступления в губернаторскую гонку, амбиции для которой у Александра Петровича несомненно есть. В пассиве у спикера – испорченные отношения с рядом фигур в исполнительской власти и с главами некоторых ключевых районов, на которых ему пришлось жестко давить во время проведения праймериз. Да и былой поддержки «федералов» у Худилайнена, похоже, больше нет.

6. Сергей Нарышкин – единственный федеральный чиновник, который в течение прошлого года активно занимался делами Ленобласти. Возглавлял областной список единороссов, постоянно ездил по региону. Дивидендов это особых не принесло – ни партии, ни ему лично. Получив пост спикера ГосДумы, Сергей Евгеньевич еще больше отошел от проблем области, однако при принятии кадровых решений на федеральном уровне его слово, безусловно, будет не последнее.

7. Вице-губернатор по экономике Григорий Двас традиционно занимает места в нашем рейтинге, хотя в публичную сферу Григорий Викторович выходит все реже, а процесс экономических реформ в области не очень заметен. Тем не менее, Двас продолжает пользоваться поддержкой губернатора, а экономические показатели региона позволяют ему не отводить глаза при встречах с руководством. Слабостью Дваса эксперты считают полную зависимость его позиций в правительстве от Сердюкова: уйдет губернатор - не будет здесь и Дваса. Впрочем, возможно, это не очень расстроит экономического вице.

8. Андрей Лебедев – один из немногих крупных бизнесменов, чьи интересы - как политические, так и экономические - плотно связаны с Ленобластью. Покинув в прошлом году кресло депутата ГосДумы, Андрей Ярославович еще активнее занялся делами Ленобласти, став депутатом местного парламента. Эксперты предсказывают, что он будет продолжать наращивать свое влияние в регионе.

9. Бывший сенатор от региона, а нынче руководитель "Спецстроя" Григорий Нагинский долгое время занимал верхние позиции в наших рейтингах. Последнее время, однако, делами области занимается меньше. Тем не менее, у него остается немало интересов, связанных с регионом, а его соратники сидят в областном ЗакСе. Если потребуется, Нагинский сможет быстро восстановить здесь свое влияние.

10. Сергей Петров - депутат Госдумы, один из тех «младореформаторов», кто занимался в области организацией предвыборной кампании «Единой России», был представителем генсовета партии в области. Однако все неуклюжести самой кампании и откровенно слабый результат партии власти сказались на его репутации «укротителя драконов». С ослаблением позиций в Кремле Бориса Грызлова, Петров, как считают эксперты, во многом потерял ту мощную поддержку, на которую он опирался в столице.

Наступивший год в политической сфере для области обещает быть не менее драматичным, чем минувший. Едва ли не со 100%-ной вероятностью можно говорить о грядущей ближе к лету смене лидера региона. А вот дальнейшие события - пока в тумане. Если ГосДума примет закон о выборах губернатора, Ленобласть одна из первых может испытать его на себе. Политической элите региона, чтобы удержаться на плаву, придется тогда перенастраивать весь свой арсенал возможностей и связей под интересы его жителей, а не федеральных чиновников. Большинство же просто разучились это делать. Настоящих лидеров общественного мнения в регионе нет. А значит, будущие рейтинги влиятельности будут радикально отличаться от нынешнего.

 

Кирилл Владимиров, обозреватель 47News