До сих пор областная элита не понимает как ей себя вести с новым прокурором региона. Штадлера назначили ровно три месяца назад. Герман Штадлер мало встречается в неформальной обстановке и не дает интервью. Через «100 дней после приказа», 47News сумел «нарисовать» его портрет.
Герман Штадлер из немцев, а долгие годы прожил с мусульманами. Ему по душе китель, а носит костюм. Команда прокурора, с которой он пришел, малочисленна, но это «птеродактили». Ленинградская область для него — Высшая лига, где «все зашорилось», а влюблен он в Северо-Запад.
"Сам я из ссыльных немцев, мой отец родился в Саратове, окончил консерваторию, а родился я в Алма-Ате. Там же окончил юридический факультет, после чего, в военной прокуратуре, обслуживал пять воюющих погранотрядов. Это было к концу 80-х.
Афганистан. Блиндаж, в котором жил Штадлер.
Кстати все будущие директора погранвойск именно там начинали. Затем руководил оперативно-следственной бригадой, что занималась выделенными делами из работы Гдляна и Иванова. Потом начался развал Союза, заходил в горящие города после массовых беспорядков. В 90-е меня забросили в Прибалтику. Наверное, сыграло роль мое происхождение. Прошел Эстонию, Латвию, многое было и рижский ОМОН тоже. Чуть позже занимался расследованием вывода наших войск, ведь бросали даже подводные лодки. А уже в 1993 году попал в Калининград, где с 1994 года был первым прокурором группы погранвойск региона. С 1998 года - прокурор уникального старейшего флота России - Балтийского флота, из него выходили командующие и становились губернаторами.
В 2005-ом оказался в Москве на позиции главного советника президента по правовым вопросам, обороны и безопасности. Во время очередного «призыва», меня вызвали к прокурору России и сказали: «Любите Северо-Запад? А надо на Кавказ».
И вот Северная Осетия. Только что был Беслан, осетино-ингушский конфликт, война с Грузией на пороге. Три года прослужил прокурором Алании. Все теракты через мои следственные группы. Но успел заниматься и историей. Мы нашли в Осетии две тысячи древних памятников и поставили их на учет, вытащили из подвалов 200 икон, когда то украденных из многих храмов России. Все затем передали бывшему Патриарху Алексию.
День в день, через три года, 30 сентября 2009-го был назначен прокурором Карелии. Там свои проблемы - под суд многих чиновников отдали.
Теперь Ленинградская область", - рассказывал «47News» о себе новый прокурор области Герман Штадлер.
Разговаривать с прокурором о жизни и прошлом было легко, как будто мы его знали давно. Никакой натянутости, напряжения при вопросах, как писали раньше в советской прессе - «в дружеской, добросердечной обстановке». Пока не дошло до современности. Тогда мы увидели генерала обороны, просто беседующего на литературном русском.
- Как тут у нас, с Вашей точки зрения?
- Зашорилось все.
- Провинция?
- Вы провинций не видели. Я работал там, где в горах за последние 50 лет люди Советской власти не видели (похоже, в этот момент Штадлер немного разозлился - ред.). Ленобласть - это Высшая лига, поэтому и все руководители сюда едут (чуть спокойнее - ред.).
- Главный вопрос для области?
- Земельный. 600 жалоб в год и нужен серьезный комплекс мероприятий. Второе - это отток капитала за рубеж, а третье - природоохрана. Вообще-то у прокурора более 20 направлений. Перечислить? (понимая, что не захотим, чтобы перечислял - ред.)
- Верим. Пришли с командой?
Больше пяти человек не положено, а они уже со мной. Это все настоящие военные, приехали без семей - у кого жена в Ставрополье, у кого в Калининграде, таких сегодня мало. Настоящие птеродактили.
- Как вы знакомитесь с делами?
- Как учили: аналитика, где и какие болевые точки, с людьми встречаюсь, по районам езжу, а затем – принятие решений.
- Вертолетом пользуетесь?
Я не волшебник, я на машине.
- Что-нибудь разозлило?
- Скорее удивило.
- Герман Владимирович, не политическая составляющая?
- А не скажу.
- И на том спасибо, тем более, что уже все рассказали.
Северные районы Афганистана, граница пяти государств (Афганистан, Пакистан, Китай, Индия, Советский Союз).
- О себе?
- О том, как будете надзирать за областью.
С Германом Штадлером беседовал Евгений Вышенков, 47News