Подходит к концу 2006 год, и уже сейчас можно подвести некоторые итоги поискового сезона по розыску и подъему сбитых в годы Великой Отечественной войны советских самолетов. Об этом 47News рассказали в пресс-службе Фонда поисковых отрядов Ленинградской области.


2006 год выдался на редкость удачным по возможности провести ряд серьезных экспедиций по подъему обломков самолетов в труднодоступных местах, так как лето и осень были относительно сухими. Первыми в августе провели классический подъем обломков самолета ДБ-3а поисковые отряды «Северо-Запад» (руководитель Илья Дюринский) и «Святой Георгий» (руководитель Олег Алексеев). Между станцией Лейпясуо и урочищем Меррки в Выборгском районе Ленинградской области ими было обнаружено место падения самолета 53-го дальнебомбардировочного авиаполка 27 ДБАБр, который значился не вернувшимся с боевого задания 21 декабря 1939 года, во время советско-финской войны. При погибшем был найден партийный билет на имя старшего лейтенанта Денисенко Демьяна Ананьевича, 1907 г.р., выданный 8 февраля 1939 года политотделом 9172 авиасоединения, время вступления в партию: сентябрь 1932 года. Также при погибшем была его автобиография, из которой стало известно, что погибший родом из Черниговской области. Сейчас решается вопрос о дате и месте захоронения обнаруженных при поисковых работах останках штурмана самолета.


Второй классический подъем в этом году провел поисковый отряд «Молодежный Исторический Фонд» под руководством Игоря Вепрева. Точнее сказать закончилась многолетняя эпопея подъема обломков американского самолета «Киттихаук» из болота в районе города Колпино. На протяжении нескольких лет многие поисковые отряды, привлекаемые Игорем Вепревым, участвовали в подъеме этого самолета. Место падения находилось в сильно заболоченном месте и поэтому предыдущие экспедиции заканчивались безрезультатно. При подъеме останков погибшего летчика были обнаружены его документы (партийный билет № 4473511, свидетельство о браке, временный пропуск), полетные карты и другие документы, и личные вещи. Останки Филиппа Никитича, были торжественно захоронены на воинском мемориале «Ивановский Пятачок» в городе Отрадное Кировского района Ленинградской области.


В октябре 2006 года завершилась экспедиция, проведенная поисковыми отрядами  Пушкинского военного института радиоэлектроники космических войск (руководитель Илья Переведенцев) и «Беркут» (руководитель Алексей Макаренко). Из болота в районе города Тосно были извлечены обломки одноместного штурмовика Ил-2 57-го скоростного бомбардировочного авиаполка ВВС КБФ. В течение шести дней поисковики из воронки на болоте выкачивали смесь торфа, глины и песка. И вот с глубины более пяти метров были извлечены останки пилота, младшего лейтенанта Жукова Ивана Осиповича, 1920 года рождения. При погибшем были обнаружены документы (удостоверение личности офицера и комсомольский билет № 4121374) на имя младшего летчика 13-й Краснознаменной АЭ Жукова. По проведенной архивной работе с документами Центрального военно-морского архива было установлено, что Иван Осипович Жуков не вернулся с боевого задания 29 августа 1941 года. При погибшем были обнаружены несколько писем, телеграфных бланков, конвертов, талоны на питание, билеты на проезд в пригородных поездах. Останки Ивана Осиповича будут захоронены 18 ноября 2006 года в городе Никольское Тосненского района Ленинградской области.


В 2006 году работы по поиску сбитых в годы войны советских самолетов проводили следующие отряды: «Небо Ленинграда» (г. Кириши, руководитель Евгений Халамов), «Высоты» (г. Гатчина, руководитель Эдуард Брюквин), «Невская Оперативная Группа» (г. Всеволожск, руководитель Олег Попко), «Беркут» (г. Никольское Тосненский район, руководитель Алексей Макаренко), «Любань» (г. Любань, руководитель Игорь Суров), «Форпост» (г. Кингисепп, руководитель Виктор Костюкович), «Зов» (г. Ивангород, руководитель Игорь Мехайлюк), «Святогор» (пос. Красный Бор, руководитель Юрий Журавлев), «Аверс» (г. Кириши, руководитель Владимир Чернышев). Отряды из города Санкт-Петербурга: «Юнит», «Высота», «Рубин», «Группа Безымянная», «Ладога», «МИФ», «Северо-Запад», «Святой Георгий».


В работах принимали участие поисковые отряды «Мужество, Героизм и Воля» Сибирского Кадетского корпуса (г. Новосибирск, руководитель Наталья Некрасова) и Пушкинского военного института радиоэлектроники космических войск (г. Пушкин, руководитель Илья Переведенцев).


За 2006 год на территории Ленинградской области были обследованы места падений 47-и советских самолетов, из них в восьми случаях удалось полностью установить принадлежность самолета и назвать имена членов экипажей. На местах падений 27-м машин поисковикам удалось найти номера самолетов или моторов, по которым сейчас ведется архивный поиск. На других местах падений самолетов поисковые отряды планируют провести дополнительные обследования, с целью найти номера и останки экипажей.


С 2001 года поисковыми отрядами на территории Ленинградской области обнаружены места падений 331-го советского самолета, сбитых в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Благодаря поисковой работе удалось полностью выяснить судьбу 71-го экипажей самолетов, которые ранее считались пропавшими без вести.