Причиной крушения «ЯК-18Т» 20 августа 2011 года в Ропше, согласно заключению комиссии Межгосударственного авиационного комитета, стал выход самолета на закритические углы атаки, что привело к его сваливанию в штопор.

По мнению специалистов, к этому могла привести потеря контроля пилотом за приборной скоростью или создание недопустимой для данной скорости вертикальной перегрузки (перетягивание ручки управления на себя) при маневрировании. Также специалисты МАК отмечают, что не исключена возможность передачи управления пассажиру, сидящему на правом пилотском сиденье, так как выполнялся ознакомительный полет с пассажирами, купившими сертификат на выполнение ознакомительного полета.

Тем самым версия о человеческом факторе как причине катастрофы, рассматривавшаяся в качестве основной, получила дополнительное подтверждение, сообщили 47News в пресс-службе Северо-Западного следственного управления на транспорте. Расследование уголовного дела продолжается.

МАК рекомендует Росавиации обстоятельства и причины авиационного происшествия изучить с летным составом эксплуатантов и частными пилотами.

Напомним, что ЧП произошло 20 августа 2011 года в 15 часов 15 минут. Одномоторный частный самолет «ЯК-18Т» с бортовым номером «RA 0272G», 2004 года выпуска, потерпел крушение при следовании с аэродромной площадки, расположенной в деревне Гостилицы. На борту находились пилот и трое пассажиров. Все они погибли при падении самолета в плоском штопоре у поселка Ропша. Самолет принадлежал на праве собственности частному лицу.

Санкт-Петербургским следственным отделом на транспорте Северо-Западного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации по этому факту 19 сентября 2011 года возбуждено уголовное дело в связи с тем, что имелись достаточные данные, указывающее на совершение преступления, предусмотренного частью третьей статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).

В ходе предварительного следствия назначены судебно-медицинские и молекулярно-генетические экспертизы погибших. Установлены и опрошены родственники погибших, проведены опознания. Совместно со специалистом МАК произведен осмотр места происшествия и согласованы направления последующей работы. Согласно проведенным судебно-химическим исследованиям, в крови погибших алкоголь не обнаружен. Получены показания очевидцев. Установлено, что пилот имел достаточную квалификацию. Пассажиры не были застрахованы.