В минувшее воскресенье в элитный поселок Золотая Лица из федерального розыска вернулся бывший председатель — Александр Паю. В отношении него еще в 2008 году было возбуждено дело по факту мошенничества в особо крупном размере — следствие полагало, что он распоряжался муниципальной землей, не имея на то оснований. За три года расследование с места не сдвинулось, а земельные участки так и не обрели владельцев. 47News, как и обещало, дало право слова главному герою, Александру Паю. Тем более, он сразу намекнул, что предыдущую нашу публикацию считает проплаченной.

Паю представил свою версию на тему того, кто платил за шашлыки, с кем к маме приезжает Евгений Плющенко, и кто должен отвечать за отсутствие оформления земельных участков.

- Александр Павлович, так вы вернулись из федерального розыска?
- Я не нахожусь и не находился в розыске, я свободный человек.

- А в ГСУ зачем тогда ходили? Разве свободные люди туда ходят?
- В отношении меня три года назад было возбуждено уголовное дело по статье 159 УК РФ [мошенничество — прим. ред.]. Но мне не предъявлялось обвинений, у меня не было подписки о невыезде или чего-то такого. Все это время я лечился в другой стране от мочекаменной болезни, поэтому дело было приостановлено. Недавно из прокуратуры моей жене пришло письмо, в котором говорилось, что следователя по моему делу должны поменять. Предыдущему следователю, Винокурову, я не доверял, поэтому пошел в управление только после того, как узнал, что следователя точно поменяли. Если бы его не поменяли, я бы не пошел.

- Теперь дело возобновлено?
- Да. Дело по-прежнему есть, но обвинение мне не предъявлено. Получается так: меня нет — дело приостанавливается, я появляюсь — дело возобновляется.

- Говорят, у следователя вы провели четыре часа. Что там можно так долго делать?
- Понимаю ваш намек. После вашей статьи самый частый вопрос, который мне задают — «сколько ты заплатил?». Жесткая у вас статья получилась, ничего не скажешь. Но у следователя я был долго потому, что она хочет во всем разобраться, требуется много информации. По поводу того, что я вернулся, в прошедшее воскресенье было собрание...

- С шашлыками. Мы наслышаны.
- Да, с шашлыками, но я их, кстати, не оплачивал, жители поселка сами организовали праздник. Они праздновали победу — мое возвращение. На этом собрании люди объявили, что не утвердили отчет ТСЖ, отчет нового правления. Более того, 28 человек подписали письмо о проведении внеочередного собрания поселка 22 января, цель — снять Алексея Романчука с поста председателя.

- Им-то люди почему недовольны?
- Они заявляют о нецелевом использовании средств учрежденного мною благотворительного фонда «Западная Лица», куда я в свое время из собственных средств перечислил 29 миллионов рублей.

- Вы миллионер?
- Да, я миллионер, причем долларовый, и не раз об этом заявлял, об этом все знают. Так вот. Я Романчука назначил президентом этого фонда, он все деньги снял и перевел на какой-то другой счет. Мы не знаем, где эти деньги, в каком они состоянии. Его вызывали в прокуратуру, но он поругался с прокурором по телефону и не поехал. С этого фонда наши пенсионеры получали по 50 тысяч в год на санаторно-курортное лечение, каждый школьник, ставший студентом, получал 250 тысяч рублей подъемных на карточку, любой родитель мог вывезти своего ребенка на две недели на юг, сложные операции также оплачивались из этого фонда.

- Мне не кажется, что местный контингент нуждается в финансовой помощи.
- У нас разные люди живут в поселке, некоторым эти деньги нужны.

- Что с теми участками, которые люди в поселке Западная Лица так и не могут оформить?
- В феврале 2009 года я получил кадастровый паспорт на эту землю как учредитель и инвестор ТСЖ «Западная Лица». Но через семь дней произошел рейдерский захват организации, в устав были внесены изменения и Алексей Романчук стал председателем ТСЖ. Когда я получил кадастровый паспорт, то намеревался заключить договор с администрацией Сертолово о долгосрочной аренде этой территории, безо всяких аукционов и тому подобного. Тогда бы ТСЖ оформило участки в собственность людей. Но меня сняли с должности председателя, у меня не было полномочий подавать документы. Новый председатель подписал документы на передачу земли на аукцион во Всеволожск. И земля, выставленная на аукцион, ушла с молотка. В результате ее в аренду взяла московская компания «Северный мост», причем по цене всего в 3 миллиона рублей. А ее кадастровая стоимость — 1,5 миллиарда рублей, рыночная — 2 миллиард долларов.

- Есть за что биться. Но почему же вы не стали бороться за эту землю?
- Мы боролись. Пытались. Но Романчук отказался оформить эту землю на ТСЖ и передать ее людям.

- Что людям теперь делать? Ждать, когда вы решите, кто из вас двоих главнее?
- А что вы еще предлагаете? Прокуратура подала иск об отмене итогов этого аукциона, если торги будут признаны недействительными, то будет решен вопрос с правообладателем этой земли.

- На воскресном импровизированном банкете люди не требовали вернуть им деньги?
- Какие?

- Те, что они вам давали за оформление земли в собственность. Они ведь вам платили?
- Они приходили, приносили деньги и просили сделать инженерное обустройство территории, на которой хотели оформить участок. За оформление участков никто не платил, никто и не мог платить, потому что никто не имел права строить на этой земле и заниматься какой-либо деятельностью до того, как будет оформлено право собственности.

- За что же они тогда платили?
- В договорах прописывалось, что в будущем у них предусматривается право членства в ТСЖ, то есть сами участки ничего не стоили.

- То есть я могу тоже приехать к вам и начать строить дом?
- Нет проблем, приезжайте. Но ведь вы не будете строить дом, если не будет дорог, электрики, освещения, трансформаторных подстанций, забора, интернета. Все это было проведено еще в 2008 году.

- Дома-то уже построены?
- Дома построены самовольно. Те, кто их строил, заплатили штраф по 1 тысяче рублей и сейчас ждут, когда смогут оформить все в собственность.

- А селебрити в поселке еще живут или разъехались?
- Я не хочу акцентировать на них внимание...

- Ну вот Буланова, говорят, уехала...
- Буланова уехала еще в 2008 году, до всех этих дел. Саша Кержаков достраивает дом, хороший такой, красивый, большой дом. Правда, участок у него тоже пока не оформлен. Женя Плющенко живет в поселке. Точнее, мама его там живет, он к ней приезжает.

- Яну Рудковскую привозит  к маме?
- И Яну Рудковскую привозит! Ну что вы смеетесь, очень хорошая и красивая пара. Женя катается там на роликах. Я ему все говорю: Женя, береги ноги... Но, конечно, людям надоели все эти дрязги.

- Вы можете сказать, когда эти дрязги закончатся и пообещать, что к такому-то месяцу проблема оформления с землей будет решена?
- Обещать должно государство, а не я. Я могу лишь пообещать, что сделаю все, что в моих силах, чтобы посодействовать в этом. В общем, я всех поздравляю с Новым годом, и вас тоже.

Напомним вкратце историю Западной Лицы. Юридически это поселение стало поселком в 2007 году. Тогда государство выделило на территории Ленобласти землю под строительство домов для моряков-подводников. Название поселку было дано в честь знаменитой базы подводного флота под Мурманском, а его улицам впоследствии присвоены имена в память погибших моряков-подводников АПЛ «Комсомолец» и «Курск». Фактически первое строение на этой территории появилось в 1998 году. Всего же здесь было построено примерно 120 коттеджей. При этом ни одного  поводника среди жителей Западной Лицы так, кажется, и не было. А право собственности на землю и построенные на ней коттеджи смогли оформить лишь 70 жителей поселка из так называемой «первой очереди строительства». Остальные сделать этого не смогли — ни тогда, ни сейчас. Они, конечно, передавали тогдашнему руководителю и фактическому владельцу всей земли поселка Александру Паю все надлежащие документы. Но он пенял на чиновников муниципального образования, которые, якобы, требовали за оформление документов взятки.


Беседовала Юлия Гильмшина,
47News