Ежегодно Финляндия будет платить более 1,2 млн. евро за аренду российского участка Сайменского канала и прилегающей территории. Как пишет «Фонтанка.Фи», такие условия определены договором, закон о ратификации которого 9 ноября одобрил Совет Федерации.

Новый договор, подписанный премьер-министрами России и Финляндии Владимиром Путиным и Матти Ванханен в мае прошлого года, предусматривает передачу в аренду стране Суоми на пятьдесят лет 34-километрового участка канала, проходящего по российской территории (Выборгский район Ленинградской области), автодороги от пограничного поста Nuijamaa («Брусничное») до последнего шлюза, прилегающего к каналу земельного участка, сооружений и иных объектов.

Поддержание канала в надлежащем состоянии и его эксплуатация возлагаются на финскую сторону, которая вправе взимать с судовладельцев соответствующие сборы. Фиксированная арендная плата, которую ежегодно будет получать Россия, установлена в размере 1,22 млн. евро в год.

Кроме того, в зависимости от количества и размеров судов, прошедших за навигацию, должны взиматься дополнительные платежи.

Россия также гарантирует право безвизового проезда финских и иных иностранных граждан, следующих в Страну Суоми на проходящих по каналу пассажирских, спортивных или иных судах.

В настоящее время действует договор, заключенный между СССР и Финляндией в 1962 году. Он предусматривает арендную плату в сумме от 180 до 260 тысяч рублей в зависимости от интенсивности судоходства. При этом курс «советского» рубля был привязан к эквиваленту в 0,987 граммов чистого золота, исходя из которого и должна пересчитываться арендная плата (сегодня она бы составляла минимум 7 млн. евро).

Напомним, что Сайменский канал, соединяющий крупнейшую озерную систему Финляндии (Сайма) с Выборгским заливом, был построен в 1856 году и капитально реконструирован уже в середине 60-х годов XX века. Общая протяженность канала составляет 57,3 километра, общий перепад уровней между озером Сайма и заливом – 75,7 метра. На канале функционируют восемь шлюзов – три на финской и пять на российской стороне, 12 автомобильных и 2 железнодорожных моста.

Договор между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об аренде Финляндской Республикой российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории и об осуществлении судоходства через Сайменский канал был подписан в г. Лаппенранте 27 мая 2010 г.