Союз молокоперерабатывающих предприятий Ленинградской области приветствует инициативу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по исследованию розничного рынка продовольствия Санкт-Петербурга. Однако действующий закон «О конкуренции», в условиях которого и проводится исследование, уже не соответствует реальной жизни. Это в конечном итоге не позволяет гармонизировать в полном объеме отношения крупных торговых сетей и производителей.


Так прокомментировал недавнюю инициативу регионального УФАС по изучению положения на розничном рынке продовольствия Санкт-Петербурга торговых сетей и практики их взаимодействия с предприятиями - поставщиками продовольствия президент Союза молокоперерабатывающих предприятий Ленинградской области Игорь Подлипенцев.


Как сообщили корреспонденту «47News» в пресс-службе СМП ЛО, во многом это исследование УФАС было обусловлено неоднократными обращениями местных производителей пищевых продуктов на дискриминирующие действия торговых сетей.


Как отмечает Подлипенцев, переговоры с торговыми сетями проходят постоянно, однако до сих пор  формат взаимовыгодных отношений, который устраивал бы и торговые сети и местных игроков продовольственного рынка, выработать не удалось.


«Например, на молочных продуктах торговые сети не зарабатывают существенной прибыли, поэтому и мотивация у торговцев к тому, чтобы активно договариваться о наполнении молочной полки полезным и «живым» молоком, сегодня достаточно слаба. Молоко в этом случае – товар для привлечения покупателей в магазин, а не для получения прибыли.  Однако в конечном итоге эта  проблема отражается и на местных совхозах,  производящих молоко, и приводит к падению производства сырого молока в Ленинградской области. Естественно, это «потерянное» молоко будет замещено привозным молоком из других регионов и даже соседних стран. Другими словами, голода не будет, но попить свежего и натурального молока будет невозможно» - говорит он.


Как показывает исследование антимонопольных органов, «негативное партнерское поведение крупных торговых сетей по отношению к поставщикам обусловлено изменившейся структурой рынка розничной торговли, уменьшением количества его участников (в основном за счет хозяйствующих субъектов, относящихся к малому бизнесу).   При этом в 2005 году время ни один из хозяйствующих субъектов, относящийся к крупным торговым сетям, не имел доли на рынке, превышающей 35%, и по принятым в антимонопольном законодательстве критериям не занимал доминирующего положения. Вместе с тем, совокупная доля на рынке крупных торговых сетей составила в 1 полугодии 2005 г. 55,2%».


«В этих условиях, говорится в  официальном сообщении ФАС, применение антимонопольного законодательства к действиям этой группы розничных компаний возможно лишь в случае, если будет установлена согласованность их действий, которая была направлена на ограничение конкуренции, снижение закупочных цен и (или) повышение цен на услуги розничных сетей, оказываемые предприятиям-поставщиками при размещении, продвижении, рекламе и реализации их продукции в торговых точках».


Окончательные данные по состоянию розничного рынка продовольствия Санкт-Петербурга в ФАС надеются получить в ноябре этого года, по окончанию исследования. Между тем в антимонопольной службе уже сейчас говорят - есть основание предполагать, что доля крупных торговых сетей на рынке услуг розничной торговли продовольствием в Санкт-Петербурге ощутимо возросла.


По мнению Игоря Подлипенцева, существенно улучшить ситуацию по взаимодействию с торговыми сетями можно только, приняв соответствующие поправки в закон «О конкуренции».


«Действующее законодательство никак не препятствует в краткосрочной  перспективе полной продажи розничной торговой сети транснациональным корпорациям, - говорит он. – А это значит, что существует угроза установлениями этими корпорациями фактического контроля над отечественной пищевой промышленностью. Если ТНК решат, что какое либо пищевое предприятие на территории РФ для них лишнее, то отсечь его от потребителей, тем самым разорив не составит для них никакого труда».


«Проблема взаимодействия производителей с торговыми сетями  - это не узкий, не отраслевой вопрос, не проблема отдельно взятых предприятий - это проблема всего общества. Если общество не будет предпринимать никаких мер, то не будет ни здорового питания, ни продовольственной безопасности», - подчеркивает глава Союза молокоперерабатывающих предприятий Ленобласти.


Справка:

Саморегулируемая организация - Союз молокоперерабатывающих предприятий Ленинградской области – был зарегистрирован в октябре 2005 года. Он объединил 10 молокоперерабатывающих предприятий региона, среди которых - Кингисепский молочный комбинат, ОАО «Севзапмолоко», ОАО «Сланцевский городской молочный завод», ООО «Карельское молоко», ЗАО «Нива-ГМЗ», ООО «Эльф МТ», ООО «Волховский плюс», МУП «Лодейнопольский молочный завод», ОАО «Бокситогорский молочный завод» и ОАО «Лужский молочный комбинат».