Как рассказал корреспонденту «Фонтанки» родственник погибших петербуржцев Виталий Юсько, ему в числе прочих принесли некое «Соглашение об урегулировании убытков». В катастрофе Виталий потерял 10-летнюю дочь Юлю, сестру Наталию и двух племянников: пятилетнего Володю и Мишу, которому было только четыре месяца. Из текста соглашения следует, что, подписывая его, родственник погибших получает от ФГУП «ГТК Пулково» компенсацию в размере 300 тысяч рублей. В эту сумму входят 100 тысяч морального вреда и еще 200 тысяч – материального.
То, что авиаперевозчик, по его же собственному утверждению, добровольно выплачивает данную сумму, не дожидаясь окончательного решения суда относительно виновников произошедшего, – похвально. За одним «но». Вторым пунктом соглашения идет условие: «Родственник Погибшего настоящим подтверждает и признает, что сумма, указанная в п.1 (300 тысяч рублей – авт.) настоящего Соглашения, является окончательным возмещением вреда, причиненного смертью Погибшего, и что никаких дополнительных выплат сверх суммы возмещения вреда, указанной в п.1 настоящего Соглашения, Родственнику Погибшего не причитается». По словам Виталия, такая формулировка значительно затруднит дальнейшие судебные иски к «Пулково», а теперь и его преемнику - «ГТК Россия», по дополнительному возмещению вреда. Помимо этого перевозчик просит не усматривать в его действиях собственное признание вины перед третьими лицами в связи с произошедшим.
Сегодня в Тушинский районный суд города Москвы обратилась мать Виталия – Татьяна Матвеевна Юсько. Она просит взыскать с авиакомпании 36 миллионов рублей компенсационных выплат. Ее адвокат Игорь Трунов посоветовал обратиться с заявлением именно в столичный суд - по месту ее регистрации. Он полагает, что расположенный вдалеке от Петербурга судебный орган будет менее предвзятым.
Виталий Юсько хотел бы связаться как можно с большим числом родственников погибших, чтобы те не подписывали соглашения, так как практически все они намерены судиться с «Пулково». Делать же иск его матери коллективным Юсько не считает целесообразным, опять же по совету адвоката. «Гораздо лучше, если нашим процессом мы продемонстрируем другим, как им надо поступать, – говорит Виталий. – В ближайшие дни должен заработать специально созданный Интернет-сайт www.bort85185.ru. На нем мы хотели бы организовать распространение необходимой информации всем родственникам погибших, особенно иногородним». Он опасается, что те, кто живет, например, в Мурманске, получив по почте текст соглашения, не глядя, не вникая, его подпишут, и тем самым лишатся возможности вести дальнейшие судебные разбирательства с «Пулково».
За комментариями по поводу соглашения Виталий обратился к юристам компании-перевозчика. Как выяснилось, те люди, которые должны работать с родственниками потерпевших, сами толком не могут объяснить происхождение и необходимость такого рода документа. Адвокат Юсько в свою очередь поясняет это общемировой практикой. Таким образом компании, похоже, пытаются минимизировать свои возможные расходы. Расчет, вероятно, как раз на тех, кто в состоянии горя не станет вчитываться и просто поставит подпись под очередным документом. Один из сотрудников юридической службы «Пулково», с которым Виталий разговаривал по телефону, сказал ему, что, если он не собирается подписывать соглашение, он может просто его выкинуть. Впрочем, на другом документе, а именно на заявлении о выплате компенсации вреда, будет сделана пометка об отказе. Тут молодой человек сразу предупредил, что эта приписка никоим образом не повлияет на те выплаты, которые «Пулково» собирается произвести.
Всего же семьям погибших должно быть выплачено в общей сложности по 800 тысяч рублей: 100 из федерального бюджета, столько же из регионального, 300 тысяч по страховке от компании «Согаз», оформлявшей КАСКО на 30 самолетов «Пулково», в том числе и разбившегося ТУ-154. И 300 тысяч от авиапредприятия. Страховка будет выплачена по истечении 6 месяцев с момента вступления в право наследования. Но, по нашей информации, те, кому уже перечислили 300 тысяч, включая федеральные деньги и выплаты администрации Петербурга, на руки смогли получить сумму намного меньшую – 264 тысячи – это цифра с учетом 13%-го налога. По закону же на компенсации семьям погибших этот налог распространяться не должен.
Другая болезненная тема – распоряжение средствами от добровольных пожертвований. «Соцстрах» создал специальный расчетный счет, на который любой желающий мог бы перечислить деньги семьям погибших. Доступа к нему родственники не имеют, в то же самое время осталось много семей, потерявших в августовской катастрофе кормильцев, сироты или просто те родственники, которые нуждаются в медицинской помощи уже сегодня. Этих денег никто не видел. Решение этого вопроса – следующий шаг. Подобная ситуация была и у родных погибших в Иркутске. Там люди смогли объединиться, и вместе с городской администрацией создали фонд помощи. Получится ли сделать нечто подобное в Петербурге, судить пока преждевременно.
Напомним, что жертвами катастрофы самолета ТУ-154 «Пулковских авиалиний», следовавшего из Анапы в Санкт-Петербург, произошедшей 22 августа под Донецком, стали 160 пассажиров и 10 членов экипажа. На борту было 45 детей.
Ксения Кристова