Над десятками остановочных пунктов пригородных электропоездов на московском и выборгском направлении нависла угроза закрытия – новый технический регламент, регулирующий эксплуатацию высокоскоростного железнодорожного транспорта, не допускает нахождение вдоль главных путей пассажирских платформ. Вместе с ними к 2014 году с магистралей должны исчезнуть автомобильные переезды, а пассажиров для перехода путей обяжут спускаться в тоннели и забираться на мосты.

Опубликованный на днях Технический регламент «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта», утвержденный Комиссией Таможенного союза (в него кроме России входит Республика Беларусь и Казахстан), вступит в силу только в середине 2014 года. Отчасти он является расширенной версией аналогичного документа, подписанного премьер-министром России Владимиром Путиным в июле прошлого года, который должен будет применяться на отечественных магистралях с 26 июля 2013 года. В настоящее время таковыми являются, в частности, ветки Санкт-Петербург – Москва и Санкт-Петербург – Бусловская (приграничная с Финляндией станция), на которых «Сапсан» и «Аллегро» соответственно развивают скорость свыше 200 км/час.

ТОЛЬКО ДЛЯ БЫСТРЫХ

Регламент предусматривает, что пассажирские платформы «в целях защиты людей от аэродинамического воздействия движущегося высокоскоростного железнодорожного подвижного состава не должны размещаться непосредственно вдоль главных железнодорожных путей».

Но помимо экспрессов и обычных пассажирских поездов дальнего следования на существующих линиях активно используются и пригородные электрички. Только между Московским вокзалом и Окуловкой расположено более полусотни остановочных пунктов, еще почти тридцать – по дороге на Выборг. Большинство из них – платформы, не имеющие так называемого путевого развития. Да и на таких крупных станциях, как Колпино, Тосно, Удельная, Парголово и т.д. платформы расположены на главных путях, по которым проносятся скоростные поезда.

Кроме того, как и российский технический регламент, нормативный акт Таможенного союза исключает автомобильные переезды и наземные пешеходные переходы на пути следования экспрессов – на разных уровнях должны проектироваться и оборудоваться пересечение железной дороги с автомобильными и линиями городского пассажирского транспорта, места перехода людей, а также прогона скота и пути миграции диких животных. Сейчас только на территории Санкт-Петербурга на скоростных трассах расположено около десятка переездов (в том числе в Колпино и Петро-Славянке, около станций Удельная, в Шувалово, Парголово и т.д.), а пешеходные тоннели или мосты встречаются крайне редко.

Также регламенты (как российский, так и «союзный») обязывают установить ограждение и шумозащитные сооружения на всем протяжении скоростной трассы, оборудовать «технические средства для выявления попыток несанкционированного проникновения людей и животных на железнодорожные пути» и т.д.

Любопытным отличие нового технического регламента от российского является отсутствие в нем ссылки на обязательную установку на высокоскоростных поездах спутниковых навигационных комплексов исключительно с использованием ГЛОНАСС (хотя такая норма была в первоначальном проекта документа). Тогда как, по данным РЖД, на «Сапсанах» уже установлены двухстандартные навигаторы (ГЛОНАСС/GPS).

ОТ БЕСПРАВНОГО ПРОШЛОГО К ЗАКОНУ БУДУЩЕГО

Железнодорожники уже приступили к выполнению требований технического регламента. В частности, за счет инвестиций ОАО «Российские железные дороги» еще в прошлом году было реконструировано 2 пешеходных моста (на станциях Лихославль и Чудово) и 14 переходов на главном ходу Октябрьской железной дороги (Санкт-Петербург – Москва). На выборгской ветке построено восемь пешеходных мостов (в Белоострове, Рощино, Каннельярви, Лужайке, Дибуны, Песочное, Солнечное и Горьковское). «В этом году начаты работы по строительству еще одного пешеходного моста на станции Левашово, планируется реконструкция 93 пешеходных переходов на линии Санкт-Петербург–Москва. Строительство пешеходного тоннеля на остановочном пункте Удельная и автомобильных путепроводов на участках движения скоростных поездов будет производиться за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ» – пояснили в пресс-службе Октябрьской железной дороги.

Вопрос 47News о судьбе остановочных пунктов поставил железнодорожников в тупик. Первоначально представители компании высказали версию, что он не касается «Сапсана» и «Аллегро», поскольку оные поезда не всегда достигают скорости 200 км/час (хотя критерием отнесения состава к высокоскоростному является не фактическая, а служебная скорость, которая у «Сапсана» составляет 230 км/час). После почти недельных обсуждений пресс-служба высказала новую аргументацию – технический регламент будет распространяться только на вновь разрабатываемый (модернизируемый) подвижной состав и инфраструктуру высокоскоростного железнодорожного транспорта.

Формулировки документа действительно допускают двоякое толкование относительно его применимости к существующим путям и поездам. Хотя они тождественны принятому год назад российскому регламенту, в обязательности которого для уже действующих трасс в РЖД не сомневались.

УМНЫЙ В ГОРУ НЕ ПОЙДЕТ?

Недолгий опыт эксплуатации скоростных поездов в России доказал необходимость предусмотренных техническими регламентами мер безопасности – под колесами экспрессов погибло уже около десятка человек (последний инцидент имел место 20 июля). Порой жертвами стали не только те, кто перебегал переход на запрещенный сигнал и т.д. Например, стоящую на платформе девушку затащило под поезд вихревым потоком и т.д.

Поэтому вне зависимости от юридической силы технических регламентов, РЖД рано или поздно придется и построить пешеходные переходы и мосты, а также убрать платформы с главных путей скоростного движения. Это может даже оказаться экономически рентабельным, так как независимо от причин происшествия возмещение вреда пострадавшим закон возлагает на РЖД (владелец источника повышенной опасности, несет ответственность даже при отсутствии его вины). Так, в июне этого года железнодорожную компанию обязали заплатить более 100 тысяч рублей семье погибшего под колесами «Сапсана» мужчины, который был пьян и сидел на краю платформы.

В то же время даже строительство дорогостоящих мостов и тоннелей далеко не всегда сможет предупредить беду – многие пассажиры крайне негативно относятся к закрытию обычных переходов и не желают порой с тяжелыми вещами спускать и подниматься по достаточно крутым лестницам: «Сначала надо подняться по ступенькам на 10 метровую высоту, а потом с нее спуститься. Есть более гуманный подъем, но идти по нему гораздо дальше. Молодым не страшно, а вот как пожилым?» – отмечает на поселковом форуме один из жителей Белоострова. Уже сейчас на станциях, оборудованных мостами даже с пандусами для инвалидов, многие предпочитают перелезать через ограждение...

Антон Одынец, 47News