«Северо-Западная пригородная пассажирская компания» в ближайшее время не сможет получить подвижной состав от ОАО «РЖД». Причины того носят юридический характер: по существующим правилам, материальные активы не могут быть переданы убыточному предприятию. Убыточным же оно не перестанет быть до тех пор, пока не получит подвижной состав. И пока этот замкнутый круг не будет как-то разорван, о понижении тарифов на электрички можно даже не вспоминать.

Как стало известно 47News, застопорилась ситуация с передачей материальных активов ОАО «СЗППК» от ОАО «РЖД». Напомним, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин еще весной сообщил, что для выхода Пригородной пассажирской компании на безубыточный уровень будут передаваться материальные активы в виде подвижного состава, ремонтных депо и объектов на станциях.

Но, как выяснилось сейчас, по правилам, до тех пор, пока компания будет являться убыточной, ни о каком получении подвижного состава не может быть и речи. «Это юридический момент», - пояснила корреспонденту 47News пресс-секретарь ОАО «СЗППК» Юлия Войтович. О конкретной сумме задолженности «СЗППК» пока предпочитают не говорить – до появления официальной отчетности компании.

Между тем, на федеральном уровне было решено компенсировать потери в доходах от пригородных перевозок в размере 25 млрд руб. Предполагалось, что эти деньги позволят фактически обнулить убытки по инфраструктуре, а регионам – снизить объём расходов на достижение безубыточности пригородных перевозок. Дело в том, что ставка инфраструктуры составляет практически 50% от всех расходов пригородных пассажирских компаний. В итоге если ставка на инфраструктуру минимальная, экономически обоснованный тариф уменьшится.

Но до сих пор документов ни о снижении ставки, ни о распределении денег, на федеральном уровне пока не принималось. В результате у компании не остается возможности для того, чтобы выйти хотя бы «в ноль».

В самой компании «РЖД» не считают, что обновление подвижного состава напрямую связано с уровнем убытков СЗ ППК. «Хотя, конечно же, чем выше доходы ППК, тем больше средств компания самостоятельно может вложить в развитие собственного бизнеса, в том числе в закупку подвижного состава», - отмечают в службе корпоративных коммуникаций Октябрьской железной дороги – филиала «РЖД».

Каких-либо прогнозов в компании относительно того, когда и как разрешится ситуация, не делают. Но уже сейчас известно, что ситуация существенным образом отразится на тарифах на пригородное сообщение. Так еще в мае руководство «СЗППК» планировало снизить тарифы на перевозки после того, как будут снижены расходы на инфраструктуру. Напомним, с февраля 2011 года комитет по тарифам и ценовой политике (ЛенРТК) утвердил правила применения тарифов для расчета платы граждан за проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Ленинградской области. Стоимость проезда в электричке по Ленинградской области составила 2 рубля 36 коп. за километр, а посадочный тариф будет составлять 33,04 рубля за первые 14 км. То есть, стоимость билета на электричку увеличилась в 1,5 раза.

Одной из главной причин сложившейся ситуации можно назвать то, что ОАО «СЗППК» и ЛенРТК имеют разные точки зрения на вопрос утверждения тарифов. Дело в том, что существуют экономически обоснованные и социальные тарифы на пригородные пассажирские перевозки. Чем больше между ними разница, тем больше средств из бюджета региона должно уйти на компенсацию убытков компании-перевозчика. А правительство Ленобласти в этом году решило, что компенсировать убытки железнодорожного монополиста больше не будет.

Наблюдатели прогнозировали, что повышение роста тарифов приведет к оттоку пассажиров от железнодорожного вида транспорта. Их предсказания сбылись — за первый квартал «СЗППК» потеряла около 10% пассажиров, еще около 10% стали ездить «зайцами». Руководство же региона не раз заявляло о том, что гораздо выгоднее будет развивать альтернативные виды транспорта.

47News