Со следующего года Российские железные дороги и другие перевозчики обязаны будут применять усовершенствованную форму электронного проездного документа (билета). Его проект на минувшей неделе представило Министерство транспорта РФ.

Впервые признается, что направляемое пассажиру по электронной почте письмо (так называемый контрольный купон) является документом строгой отчетности и заменяет кассовый чек или «бумажный» билет. Хотя де-факто это лишь выписка из автоматизированной системы, ее можно предъявить работодателю в качестве подтверждения командировочных расходов и т.д.

Электронный билет и контрольный купон должны иметь серию и уникальный номер. В них указывается номер поезда, станции, даты и время отправления и назначения (прибытия), номер и тип вагона, класс обслуживания (категория поезда), номер места, наименование перевозчика, гендерный признак купе (женское, мужское или смешанное), тариф, общая стоимость, расшифровка сборов, дата оформления, форма оплаты, наименование агентства и т.д.

Также вносятся сведения о самом пассажире – фамилия, имя, отчество (или инициалы), серия и номер паспорта или иного удостоверяющего личность документа.

В настоящее время проект приказа Министерства транспорта России об утверждении новой формы электронного проездного документа проходит антикоррупционную экспертизу. Вступить в силу он должен с 1 января 2012 года.

Напомним, что в настоящее время крупнейший перевозчик – ОАО «Российские железные дороги» и ее дочерняя структура «Федеральная пассажирская компания» активно используют интернет-портал для продажи билетов на поезда дальнего следования. Также можно оплатить проезд через платежные терминалы и другие способы дистанционного обслуживания. Но для посадки в вагон в любом случае нужно иметь обычный («бумажный») билет, который необходимо получить в кассе, распечатать через специальный терминал самообслуживания или др.

В то же время два года назад в опытную эксплуатацию была запущена услуга «электронной регистрации», позволяющая оформившим заказ билетов через сайт сразу же подходить к вагону и предъявлять только паспорт (проводник сверяет данные со своим списком). В прошлом году эта услуга была введена на всех поездах дальнего следования.

Однако электронная регистрация не подходит отправляющимся в командировки, а также иным пассажирам, которым необходимо иметь подтверждающий расходы или сам факт проезда документ (например, чтобы удостоверить дату приезда в город или пр.). В самом ОАО «РЖД» в подобных случаях «не рекомендуют пользоваться электронной регистрацией». Также можно в течение шести месяцев после поездки обратиться в компанию с заявлением и получить «бумажный» проездной документ, подтверждающий факт поездки и ее стоимость.