Название небольшого рабочего поселка Кобралово Гатчинского района Ленинградской области целую неделю не сходит с полос региональных и федеральных газет, не пропадает из блогов и форумов. Драка, произошедшая здесь на праздничной дискотеке 12 июня между коренными жителями поселка и выходцами с Кавказа привела к тому, что в сети на Кобралово навесили ярлык "второй Кондопоги". Корреспондент 47News  специально отправился на место, когда страсти отбушевали. Чтобы разобраться в произошедшем «на трезвую голову» участников событий. 

БЕЗ НИХ СПОКОЙНЕЕ

За последнюю неделю чего только не писали о поселке Кобралово: и о том, что местные жители  боятся отпускать детей на улицу, так как опасаются за их жизнь, и о том, что представители кавказских республик якобы угрожают приехать и отомстить за побитых в минувшее воскресенье сородичей. В общем, обстановка в населенном пункте должна была быть как минимум весьма напряженной.

Но на поверку оказалось, что жизнь в поселке идет своим, самым что ни на есть обычным чередом: на  детских площадках играют дети, по улицам снует народ, магазины и почта открыты. Среди прохожих встречаются и люди с не славянской внешностью — кто-то идет в рабочей спецовке, кто-то — с детскими колясками. При этом местные не смотрят на них косо или с опаской и косо - их никак не выделяют их из общей массы людей.

Корреспондент 47News решил узнать, знают ли местные жители о том, что у них под носом зарождается «вторая Кондопога», да и вообще, почему они находятся на улице, если тут чуть ли не гражданская война местного значения начинается. Из разговоров со случайными прохожими стало ясно  -  о произошедшем в поселке знают буквально все, что, вобщем, неудивительно. Насторожило другое — все собеседники  рассказывали как под копирку одну и ту же историю - как «дагестанцы или чеченцы приехали и стали стрелять по дискотеке, а потом воткнули зеленый флаг ислама на центральной площади».

«Один дагестанец выступал много, его наши ребята побили, русские ведь, они такие, своих в обиду не дадут, теперь этот дагестанец в больнице лежит», - деловито рассказывал местный житель довольно преклонного возраста Борис Иванович, упиравший в разговоре на то, что он прожил в поселке всю свою жизнь. «Они в гости приехали, пусть не говорят таких слов, которых мы не знаем», - объяснял причину драки присоединившийся к разговору собеседник по имени Анатолий. На вопрос, не боятся ли они того, в поселке теперь станет напряженно, отвечали по-мужски: «мы ничего не боимся».

Женщины были менее категоричны. «В первые дни я вообще на улицу вечером только с мужем выходила, мало ли что», - рассказала Марина, качавшая на руках полугодовалого ребенка.

При этом все рассказы местных жителей сопровождались комментариями в духе «я точно знаю, мне друг рассказывал». Другой, не менее важный аргумент - «так ведь пишут в газете и в интернете». Один из жителей, Олег, даже порывался достать из пакетика «Комсомолку»: «Там все точно написано. Пускай и со слов очевидцев, но я знаю, что так и было», - заявил он,  при этом уточнив что сам он в ту ночь спал и ничего не слышал, но, дескать «народ врать не будет».

Мужчины наперебой доказывали, что «гнать их надо отсюда, потому что надоели». На конкретный вопрос, чем же конкретно мешают приезжие с Кавказа, в большинстве своем отвечали, что не знают, «но без них было спокойнее».

 

«НАДОЕЛИ»

После этого корреспондент 47News отправился опрашивать непосредственных участников потасовки. Дверь в квартиру одного из них, Алхаза, открыла его жена Нина. «Ни я, ни муж говорить с журналистами не будем, надоели», - с порога заявила она. Видимо, слово «надоели» - нынче одно из самых часто употребляемых в Кобралово.

Чуть позже вышел сам Алхаз, который после некоторого раздумья все же пригласил корреспондента 47News на кухню. Его рассказ был скуп на факты: «Я шел по улице вечером 12 июня, на площади шла праздничная дискотека, на меня налетел парень, ударил меня. Почему ударил — не знаю. Скорая меня привезла домой, жена была дома. Через час за мной приехала милиция, отвезли в отделение, там мне стало плохо, и меня по скорой увезли в Гатчинскую ЦРБ». Информацию о том, что его жена Нина была на площади и видела, как избивают мужа, а потом указала на обидчиков «подкреплению», Алхаз отрицает.

Сам Алхаз, по его словам, приехал из Дагестана, живет в Кобрино около пяти лет. Два года назад они с Ниной поженились. Работает кровельщиком в соседнем Пушкине, получает «нормально, чтобы жить». Себя в данной ситуации считает пострадавшим.

 

БРАТ ЗА БРАТА

Чуть больше света на произошедшее пролил начальник 104 отделения милиции управления внутренних дел по Гатчинскому району Петр Кириллов. По его словам, Алхаз был не один, а со своим знакомым, ингушом Батыром, который тоже «получил по шее от местных». О Батыре известно пока лишь то, что он работает вместе со своим братом и отцом в Пушкине кровельщиком. Кроме парней в семье есть еще и сестра, она больна церебральным параличом.

По версии силовиков, после того, как Алхаз «отключился», Батыр позвонил своему старшему брату Баширу. Тот ехал со своими друзьями на машине купаться, они на полпути развернулись и приехали на дискотеку.

По  словам Кириллова, компания остановилась в пятидесяти метрах от площади, завязалась драка между вновь прибывшими и теми, кто участвовал в потасовке с Алхазом и Батыром. Через несколько минут, по данным стражей порядка, завязался рукопашный бой — на площади было около 80 человек. «Заступники», когда поняли, что перевес не на их стороне, попытались уехать, местные начали раскачивать машину, и в этот момент Башир выстрелил из травматического оружия сначала в воздух, потом попало и нападавшим.

В результате драки, по данным 47News, пострадало семь человек, трое из них — с черепно-мозговыми травмами, двое — с пулевыми ранениями. Тяжело пострадавших, а уж тем более убитых, как заявлялось на форумах и  в некоторых СМИ, нет. Эти данные подтвердили в Гатчинской ЦРБ.

 

ГЕНОФОНД

Присутствовал при этой потасовке и отец Башира и Батыра Мусса. Он вместе с сыновьями работает в Пушкине - они — кровельщиками, он — бригадиром. «Мы вскоре уедем из этого кошмара, как только продадим земельный участок. Лучше жить в соседнем Пушкине», - рассказал он корреспонденту 47News. Положение у его семьи сейчас незавидное. «Это не мой сын драку затеял, это из-за Алхаза все началось, почему теперь на нас всех собак спускают?», - переживает он.

С другими участниками конфликта нам, к сожалению, побеседовать не удалось.

В полиции считают, что большая часть вины за случившееся лежит на поселковой администрации. «Они даже не предупредили нас, что собираются устраивать празднество. Если бы хоть один мой сотрудник был в тот вечер на площади, не было бы ничего этого», - сокрушается Кириллов.

Впрочем,  помимо этого в местной полиции уверены, что причина произошедшего прорастала десятилетиями. «Коммунар и его окрестности строили зеки, так называемые «химики», то есть осужденные по мелким статьям — за воровство, хулиганство. То есть бабушки и дедушки нынешней молодежи — уголовные элементы, и поэтому многие из них склонны к дракам и хулиганству, к пьянству. Многие тут чрезвычайно агрессивные, у нас ни один выходной не проходит без происшествия», - признается Кириллов.

 

ЭТНИЧЕСКИЙ ФАКТОР

Впрочем, драки, наверное, все же обычное дело для небольших городков. Другое дело — перерастание потасовки в межэтнический конфликт. Как известно, именно так многие сейчас трактуют события того вечера. Между тем, ни в полиции, ни сами участники драки так не считают. «У нас слишком мало кавказцев, чтобы были межэтнические конфликты. Этот дагестанец здесь живет несколько лет, но он один единственный. Ребята-ингуши тут живут полгода. Не было у нас никогда никакой напряженности», - говорит староста поселка Ирина Акканен.

Согласны с ней и опрошенные 47News эксперты. «Здесь сошлись несколько факторов: алкоголь, пребывание в толпе, которое размывает ответственность, а также сложившиеся в данном конкретном месте законы поведения. Но этничность не была ключевым фактором, который привел к драке. Это обычная бытовая ссора», - говорит эксперт независимого научно-исследовательского центра изучения кризисных социально-политических процессов Максим Стадников.

Между тем, эксперты предполагают, что эскалация насилия в Кобралаво вполне выгодна националистическим группировкам. В пример приводится небезызвестное (ныне стоящее вне закона) ДПНИ. «Они могут преподнести этот случай как новую Кондопогу, представить себя и своих соратников как борцов за справедливость, вероятней всего, они рассчитывают на политические дивиденды. И в этом смысле сходство с Кондопогой действительно есть: бытовой конфликт, спровоцированный социальными противоречиями, преподносится как межэтнический», - считает Стадников. При этом позиционирование данного конфликта уже приносит свои "плоды". Так, в социальных сетях появилась информация о том, что в ближайшие дни в Кобралово поедут как минимум 300 националистов, чтобы «разобраться с дагестанцами». «Где я им столько дагестанцев найду, если он у нас пока один», - смеется Петр Кириллов. Впрочем, его смех больше нервный, чем радостный. «Спать хочется, знаете ли», - грустно замечают сотрудники правоохранительных органов, которым в последнюю неделю пришлось несладко.

 

Т-С-С...

Напоследок корреспондент 47News решил пообщаться с одним из тех, чье имя чаще всего упоминается в связи с событиями в Кобралово. Речь идет о 46-летнем Сергее Парфененко. На днях он обратился к президенту РФ Дмитрию Медведеву и в Следственный комитет РФ с просьбой разобраться в ситуации.

Напомним, именно Парфененко заявлял о том, что на площади, где произошла драка, был вывешен исламский зеленый флаг, а также изначально упирал на то, что конфликт имеет под собой националистическую почву.

При этом побеседовать удалось не только с ним, но и с его матерью — точнее, она присутствовала при интервью. Корреспонденту 47News Парфененко заявил, что "национальность участников драки ни причем, а наказать надо и тех, и других". Его мать попыталась сказать о том, что, дескать, местной полиции выгодно представлять все происходящее как бытовой конфликт, чтобы не нагнетать обстановку. Но сын оборвал ее буквально на полуслове, сделав знак «т-с-с»...

Кроме того, он внезапно отказался от своих ранее сказанных в СМИ слов о флаге. «Я никогда не утверждал, что это исламский флаг - я просто говорил, что он отличался длиной древка от остальных флагов. Вполне может быть, что это прост один из флагов, которыми украшают улицы на праздник», - озадачил он корреспондента 47News.

По данным нашего издания, пыла у Парфененко поубавилось после беседы с представителями правоохранительных органов. Которые, вероятно, внятно объяснили, что за «базар», а тем более затрагивающий национальные вопросы, можно и ответить. Причем по всей строгости закона.

Как бы ни развивались дальше события в поселке, главное, что можно отметить сегодня — отсутствие какой-либо скоординированной политики в национальном вопросе в 47 регионе. Напомним, что если в соседнем Санкт-Петербурге худо-бедно работает программа по развитию толерантности, то в Ленинградской области о существовании таковой и не слышно. К тому же со времени описанных событий прошло достаточное количество времени, чтобы им могли дать свою оценку первые лица региона. Однако ни слова с высоких трибун об этом инциденте пока не прозвучало.

 

Юлия Гильмшина,
47News