Ленинградская область и Северо-Западная пригородная пассажирская компания пересмотрят тарифы – и стоимость проезда в электричках может снизиться до 1,6 рублей за километр. Это станет возможным благодаря субсидиям из федерального бюджета. Впрочем, о том, когда произойдут изменения, сказать сложно: в правительстве Ленобласти о данной проблеме говорят с осторожностью и ждут отмашки из Москвы.
О возможном снижении тарифов сегодня в ходе пресс-конференции заявил и.о. генерального директора ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» Виталий Григорьев. По его словам, в минувшую пятницу в комитете по тарифам Ленинградской области прошло совещании с участием руководителей ОАО «СЗППК» и комитета. «Был решено, что тариф на пригородные перевозки должен снизиться до уровня тарифа в Санкт-Петербурге, то есть до 1,6 рублей за один километр. Дальше этот вопрос будет рассматривать губернатор», – пояснил он.
Как пояснила пресс-секретарь ОАО «СЗППК» Юлия Войтович, изменение тарифа связано с решениями, принятыми на федеральном уровне. И в первую очередь речь идет о том, что на федеральном уровне было решено компенсировать потери в доходах от пригородных перевозок в размере 25 млрд руб.
Деньги позволят фактически обнулить убытки по инфраструктуре, а регионам – снизить объём расходов на достижение безубыточности пригородных перевозок. Дело в том, что ставка инфраструктуры составляет практически 50% от всех расходов пригородных пассажирских компаний. В итоге, если ставка на инфраструктуру минимальная, экономически обоснованный тариф уменьшится.
К слову, напомним, именно такую схему советовали рассмотреть железнодорожникам областные депутаты еще в конце 2010 года, когда встал вопрос о том, может ли позволить себе субъект федерации компенсировать выпадающие доходы компании.
Как ранее сообщил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, для выхода пригородной пассажирской компании на безубыточный уровень, РЖД начнут передавать в них материальные активы в виде подвижного состава, ремонтных депо и объектов на станциях. Это позволит наладить более эффективную работу пригородного комплекса. Регионы должны будут вносить свою долю пропорционально деньгами, которые пойдут на закупки нового подвижного состава и улучшение качества перевозок.
«Тем самым мы сможем предоставить субъекту федерации обоснование новых расходов. Мы вышли на правительство Ленинградской области с предложением изменить существующий сегодня тариф. Это особенно актуально сейчас, ведь в скором времени начинается дачный сезон», - рассказала Войтович.
Пока что о конкретных сроках рассмотрения данного вопроса говорить рано, но в «СЗППК» надеются, что до конца июня будет принято официальное решение по этому поводу.
В комитете по тарифам корреспонденту 47News также подтвердили, что принципиальное решение по данному вопросу принято, но пока ожидается подтверждение соответствия его юридическим нормам. «На сегодня решение по данному вопросу правительством Ленобласти еще не принято, потому что отсутствует окончательное решение в виде нормативно-правового акта от правительства России. Но снижение стоимости тарифа ожидается, пока не могу уточнить, в каком размере», - пояснил заместитель председателя комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.
Что касается тарифа в Санкт-Петербурга, то, логично предположить, что тариф на пригородные перевозки там тоже должен снизиться. Но, по словам Юлии Войтович, сейчас на территории этого региона и так действует тариф ниже экономически обоснованного, и, скорей всего, изменения коснутся дотаций, которые выделяет из своего бюджет город.
Напомним, с февраля 2011 года комитет по тарифам и ценовой политике (ЛенРТК) утвердил правила применения тарифов для расчета платы граждан за проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Ленинградской области. Стоимость проезда в электричке по Ленинградской области составила 2 рубля 36 коп. за километр, а посадочный тариф будет составлять 33,04 рубля за первые 14 км. То есть, стоимость билета на электричку увеличилась в 1,5 раза.
Одной из главной причин сложившейся ситуации можно назвать то, что ОАО «СЗППК» и ЛенРТК имеют различные точки зрения на вопрос утверждения тарифов. Дело в том, что существуют экономически обоснованные и социальные тарифы на пригородные пассажирские перевозки. Чем выше между ними разница, тем больше должно уйти средств из бюджета региона на компенсацию убытков компании-перевозчика. Правительство Ленобласти в этом году решило, что компенсировать убытки железнодорожного монополиста больше не будет.
Наблюдатели прогнозировали, что повышение роста тарифов приведет к оттоку пассажиров от железнодорожного вида транспорта. Их предсказания сбылись — за первый квартал «СЗППК» потеряла около 10% пассажиров, еще около 10% стали ездить «зайцами». Руководство же региона не раз заявляло о том, что гораздо выгоднее будет развивать альтернативные виды транспорта. Впрочем, по всей видимости, в ближайшее время этот вопрос может отпасть сам собой.
- Юлия Гильмшина,
- 47News