С момента повышения тарифов на электрички в Ленинградской области прошло ровно два месяца. За это время компания-перевозчик ОАО "СЗ ППК" уже успела ощутить убытки и сделать наметки в стороне модернизации своей работы. Власти 47 региона тем временем тоже не сидели, сложа руки: если взглянуть на предлагаемое ими будущее транспортной отрасли, то можно понять, что отрасль изменится практически до неузнаваемости - лишь бы регион не ощущал зависимости от компании-перевозчика. Там, где можно, электрички заменят на метро, самолеты, вертолеты, катера и яхты. Откуда брать реальные деньги на все эти идеальные проекты и не дешевле ли все оставить так как есть, пока не уточняется.

В МИНУСЕ

В начале 2011 года одной из самых обсуждаемых тем у жителей Петербурга и Ленобласти были тарифы на пригородные железнодорожные перевозки. Напомним, с февраля 2011 года тариф составляет 32 руб. за первые 14 км проезда (посадочный тариф) и 2 руб.36 коп. за каждый последующий километр - то есть, стоимость билета на электричку увеличилась в 1,5 раза.

Специалисты уверенно заявляли, что повышение тарифа существенно скажется на кошельке пассажиров, а для компании-перевозчика оказание услуг будет и вовсе нерентабельным. Впрочем, областное правительство эти предсказания не пугают, ведь, по мнению чиновников, электрички — это в принципе дорогое и не пользующееся у жителей Ленобласти особой популярностью удовольствие.

К тому же, региону стало довольно накладно компенсировать расходы пригородной пассажирской компании - ведь давно подсчитано, что целесообразнее на эти средства выстроить новое автобусное сообщение. К слову, «цена вопроса» - 1,7 миллиарда рублей. Именно такую сумму, по словам депутатов областного ЗакСа, необходимо было выделить из бюджета для того, чтобы компенсировать выпадающие доходы пригородной компании и не повышать тарифы, объясняя это, в частности, тем, что сумма в 9 раз превышает расходы на железнодорожный транспорт в 2010 году.

Как бы то ни было, с момента введения тарифа прошло два месяца. В «СЗППК» говорят, что пока выводы о том, насколько серьезно отразится увеличение тарифа на прибылях компании, делать рано, ведь «дачный сезон» еще не начался. Но уже сейчас можно сказать с определенной точностью: компания-перевозчик от введения нового тарифа пострадала. Так, по данным генерального директора компании Константина Воронцова, отток пассажиров составил около 10%, примерно столько же стали «зайцами». Картина, вобщем-то, не слишком ободряющая, особенно если учесть и тот факт, что прошлый год компания закончила с «минусом» в 2,2 млрд рублей

 

НА ПУТИ К МОДЕРНИЗАЦИИ

Между тем, правительство 47-го региона неоднократно заявляло СЗППК: для того, чтобы исправить ситуацию, перевозчику надо изменить подход к организации своей деятельности. И, похоже, к этому совету СЗППК прислушались. По словам Константина Воронцова, планируется, что в ближайшем будущем в парке компании появятся не только вагоны, но и автобусы. Они будут использоваться для доставки пассажиров до тех населенных пунктов, до которых электропоездом не добраться или использовать его нерентабельно. На участках же, где пассажиропоток, наоборот, большой, планируется пускать ускоренные электропоезда.

Все это, по мысли директора компании, в корне изменит структуру пригородных перевозок, кроме того, позволит оптимизировать расходы по содержанию инфраструктуры и персонала, «а продажа билетов на автобусы позволит получить дополнительные доходы». На вопрос корреспондента 47News о том, является ли это способом борьбы с угрозой оттока пассажиров, глава ОАО «СЗППК» ответил утвердительно.

Впрочем, по словам Воронцова, сделать перевозки интермодальными компании будет не так просто. «Для того, чтобы заявлять об автобусных перевозках, мы должны иметь свой парк автобусов, участвовать в соответствующих конкурсах, получать лицензию на автомобильные перевозки. Но нам этот шаг кажется интересным, ведь есть маршруты, где легче перевезти людей в одном автобусе, нежели пускать целый состав», - пояснил он корреспонденту 47News.

Планируются и другие инновации. К примеру — у льготников Ленинградской области появится возможность пользоваться железнодорожным транспортом с помощью электронной социальной карты

 

ВСЕ СМЕШАЛОСЬ

Впрочем, в глубоком "минусе" - причем, благодаря собственным идеям - может остаться бюджет не только компании-перевозчика, но и самой Ленинградской области. В последнее время на суд общественности выносятся различные проекты, которые должны будут изменить транспортную ситуацию в регионе до неузнаваемости.

Так, буквально накануне глава комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре ленинградской области Николай Янченко заявил, что возможно появление в 47 регионе «легкого» наземного метро. Строить его планируют в 30-километровой зоне от Санкт-Петербурга. О приблизительной смете проекта не сообщается, но специалисты уже все подсчитали — если сравнивать с аналогичным проектом в Санкт-Петербурге, то стоимость будет составлять порядка 16 млрд рублей.

По мнению наблюдателей, главная цель этого проекта — отчасти уйти от зависимости от «СЗППК». Между тем, в ОЖД уже сообщили, что готовы предоставить инфраструктуру под это метро

Кроме того, правительство региона собирается развивать не только наземный, но и воздушный, а также водный виды транспорта. Так, речь пока идет о строительстве аэропортовой инфраструктуры. Второй пункт программы — проработка двух водных маршрутов - идет обсуждение вопроса о создании яхтинга и причала на реке Нева, об организации речного транспортного обслуживания и туристических перевозок по рекам Нева, Свирь, Волхов. Из ближайших планов: в ближайшее же время в Ленинградской области должны появиться новые вокзалы и реконструироваться старые

Напомним, совсем недавно 47News писал о том, что ситуация, к примеру, с автовокзалами в 47 регионе более чем печальная. Как выяснилось, на сегодня только два автовокзала в Ленинградской области отвечают требованиям безопасности - Тихвинский и Северный (рядом со ст. м. «Девяткино» - прим. ред.). Большинство помещений, в которых осуществляется продажа билетов, построены десятки лет назад, здания требуют реконструкции или капитального ремонта.

О том, на какие средства будут реализовываться эти проекты, а также кто будет выступать источником финансирования, пока не уточняется. Единственное, что известно — правительство планирует шире привлекать инвестиции, использовать для этого кредитные и лизинговые схемы, частно-государственное партнерство. Второй путь – преобразование МУПов (муниципальных унитарных предприятий) и использование частного партнерства.

Пока не говорится о том, есть ли у правительства региона реальные договоренности с инвесторами о реализации тех или иных объектов или четкие планы по их реализации за государственный счет.

 

Юлия Гильмшина, 47News

фото: ru.wikipedia.org