Проект строительства скоростной автомобильной трассы Москва-Санкт-Петербург по праву можно назвать одним из самых скандальных и таинственных. Скандальная история с Химкинским лесом долгое время не сходила с первых страниц газет. Когда же  речь заходила о той части проекта, которая касалась Ленинградской области, в СМИ появлялось множество рассуждений о том, что и здесь найдутся "свои Химки". Все сомнения, наконец, попытались разрешить власти 47 региона, которые сегодня презентовали "свою" часть проекта на суд общественности.

ХИМКИ НАУЧИЛИ 

Как известно, общая протяженность будущей трассы между двумя столицами - 625,3 км. Из них 20 км пройдет по территории Санкт-Петербурга, 54 км - по Московской области, 278 км - по Тверской, 181 км - по Новгородской и 93 км - по Тосненскому району Ленинградской области.

Участки будущей дороги, проходящей по территории 47-го региона, специалисты условно разделяют на северный (с 646 по 664 км) и южный (с 572 по 646 км). С первым на данный момент все более-менее ясно: "На этот участок уже получено заключение "Главгосэкспертизы, проведены необходимые общественные слушания", - заверил заместитель председателя правления государственной компании "АВТОДОР" Сергей Кельбах. Инвестиции только в эту часть трассы составят 32 млрд рублей, ее строительство будет завершено к 2015 году.

Со вторым же участком трассы ясность наступит, судя по всему,  не в ближайшем будущем - проектные работы по нему ведутся до сих пор.

На территории Петербурга участок начнется от отметки 665-го километра, дорога будет проходить по Пушкинскому и Московскому районам  - вдоль квартала "Славянка", рядом с предприятиями Pepsi и Gillet - и на отметке 684-й километр "вольется" в КАД. Строительство здесь запланировано на 2015-2019 годы.

По мнению чиновников, строительство трасы Москва-Петербург необходимо как воздух, поскольку существующая автомагистраль М-10 "Россия" на отдельных участках давно перегружена. "Появление новой трассы позволит получить вполне приемлемые условия для пользователей автодорог. Это снизит уровень травматизма, а также существенно улучшит состояние окружающей среды за счет снижения выбросов в атмосферу", - пообещал Сергей Кельбах.

Руководитель проекта, заместитель генерального директора ЗАО "Экотранс-Дорсервис" Анатолий Птюшкин, в свою очередь, добавил, что появление трассы позволит создать новые рабочие места, а также будет способствовать дополнительному развитию внешней торговли.

Впрочем, совершенно очевидно, что даже самые весомые доводы в пользу строительства трассы не смогут убедить экологов в том, что для этого надо жертвовать, к примеру, лесами или полями. Да и общественность не поймет. Напомним, после скандала, вызванного намерением проектировщиков проложить трассу через территорию Химкинского леса в Подмосковье, финансировать проект отказались сразу два банка. В январе этого года Европейский инвестиционный банк и ЕБРР заявили о том, что прекратили подготовку к участию в проекте в его нынешнем виде после того, как стало известно о его экологических проблемах. По оценкам экспертов, строительство трассы через Химкинский лес обернулось для России потерей около 1,5 млрд евро иностранных инвестиций.

Естественно, что позволить себе и в Ленобласти наступить на те же грабли авторы проекта не могли. Судя по всему, во многом благодаря этому трасса старательно обходит все объекты культурного наследия, а также охраняемые природные территории. И разработчики надеются, что хотя бы в этом регионе проект не вызовет никаких протестов общественности.

По мнению авторов, расположить к себе публику предложенный проект сможет в том числе и потому, что  трасса не пройдет ни через один населенный пункт Ленинградской области. Для тех же населенных пунктов, к которым стройка подойдет, что называется вплотную (речь идет о поселке Войскорово, Ям-Ижора и Строение), предусмотрена установка акустических экранов.

Удалось разработчикам проекта добиться и того, что строительство не затронет ни памятник природы "Саблинские пещеры", ни усадебные комплексы Тосненского района.

Особо отмечалось, что, следуя по территории Ленинградской области, трасса пересекает множество рек: Кересть, Равань, Хутань, Тигода, Сичева, Сунья, Суватель, Ушачка, Тосна, Саблинка, Ижора, Корбинка. По заверению Клейбаха, для обеспечения защиты водных объектов от загрязнения будет предусмотрена очистка сточных вод. Планируется,  что размещать строительные отходы, образующихся при строительстве, будут на полигоны твердых отходов Ленобласти.  

"История с Химкинским сделала проблему строительства общественной проблемой. Мы в связи с этим сделали целый ряд выводов, теперь проект предусматривает мероприятия по защите окружающей среды", - пояснил первый зампредседателя правления государственной компании "АВТОДОР" Сергей Кельбах. Теперь все разработки оценивают специально созванный экспертный совет, в который вошли профессиональные экологи, биологи и лесоводы.

 

ЛЕС ОДИН, ТРАСС МНОГО

В общем, на территории Ленинградской области причин для протестов общественности проектировщики не видят. Впрочем, это вовсе не означает, что проблем не возникнет вообще. Так, как выяснил корреспондент 47News, при прокладке трассы через Ленинградскую область под ударом оказываются леса Любанского лесничества. В компании, которая выполнила экологическое обоснование проекта, корреспонденту 47News уверенно пояснили - "по предварительным данным, будет вырублено 680 га леса в Ленобласти" - об этом сообщил Виктор Пшенин, заместитель главного инженера ЗАО "Экотранс-Дорсервис". Однако уточнил, что "под топор" пойдут только защитные и эксплуатационные леса. Зеленых насаждений общего пользования, а также особо охраняемых природных территорий автодорога не затронет.

Лесоводы оптимизма авторов проекта не разделяют, хотя соглашаются с тем, что "могло быть и хуже". Тем более, что в Тосненском районе это не единственная строительная проблема: параллельно автотрассе Москва - Петербург здесь будет строиться высокоскоростная железнодорожная магистраль (расстояние между двумя будущими коммуникациями - около 50 км). "Это, конечно, хорошо, что не пострадает наш учебно-опытный участок, наш питомник, - заметили в Лисинском лесничестве. - Но на территории Любанского будет проходить не только эта трасса - параллельно протянут и высокоскоростную железнодорожную магистраль. А расстояние между ними около пятидесяти километров, и практически вся эта территория отойдет к дорогам".

Эксперты поясняют, что пытались убедить авторов и одного, и другого проектов "притянуть" трассы поближе друг к другу, но безуспешно. "Нам заявили, что дороги разноуровневые, поэтому технически сблизить будет очень сложно",  - поясняют в лесничестве.

Заметим, что две будущих трассы - не единственное наступление на Любанские леса. Как уже писала "Фонтанка.ру", здесь на территории 63, 64, 68, 69, и 70 кварталов Любанского лесничества должно в самом ближайшем времени начаться строительство мусороперерабатывающего завода. Соответственно, региону придется проститься еще с некоторой частью деревьев. Впрочем, требовать от проектировщиков дороги учитывать все инвестиционные проекты правительства бы, вероятно, несправедливо.

 

Кира Обухова, Юлия Гильмшина

фото: dor.spb.ru