Трудно поверить, но, даже по неполным данным, на дне Финского залива и Ладоги покоятся около 10 тысяч затонувших объектов! При этом участники проекта "Тайны затонувших кораблей" уверены, что это не более чем треть рэков, которые можно там обнаружить фактически. Как пишут «Санкт-Петербургские Ведомости», рэками эти затонувшие объекты именуются на специальном языке дайверов. Дно залива, Ладоги и судоходных рек акватории, уверяют энтузиасты подводной археологии, - это, по сути, огромное кладбище кораблей и мореплавателей многих эпох. А еще - самый большой в мире морской музей истории Северной Европы. Уникальные природные условия позволяют остаткам кораблей сохраняться на дне веками, если не тысячелетиями...


Участники этого проекта - люди, весьма не чуждые романтике (так же, как, впрочем, и водолазы общественной организации "Память Балтики", действующей в Выборгском заливе, о которой наша газета не раз писала). Поэтому они и прозвали лежащий на дне Балтийской акватории "музейный фонд" эскадрой Нагльфара - по имени корабля мертвых из скандинавского эпоса, некогда созданного на этих берегах.


В этом году экспедиции проекта сосредоточили свое внимание на поисках наиболее старых объектов. Обмерено и описано восемь остатков древних судов, претендующих на то, чтобы зваться старинными. Однако в действительности ли это так - покажут лишь результаты радиоуглеродного анализа образцов, который еще не сделан. Результатов этих анализов придется ждать еще несколько месяцев. Но и сегодня можно говорить о том, что сделанные находки уникальны.


Парадокс в том, что никто из ученых не знает, как должны выглядеть многие из кораблей древности, чьи названия сохранили нам летописи. Ничего не известно о том, что же такое ушкуй, насад, буса, паузок, карбас, струг с чердаком, струг малый, лодья, лойва... Да и в познаниях об иностранных судах мы тоже не всегда сильны: точно так же неизвестно, как могли выглядеть трехмачтовый когг, хульк и неф.


Экспедиция-2006 обследовала трассы древних мореплавателей по Неве, Ладожскому озеру и реке Волхов. Съемкой удалось покрыть не более 20% площади древних фарватеров. Но даже такое частичное обследование зафиксировало на дне 52 корпуса крупных кораблей и не менее 40 лодок. Только на дне Невы найдено 28 крупных корпусов.


12 находок были отнесены к боевым потерям Великой Отечественной. Еще 20 корпусов даже по сонограммам идентифицировались как деревянные барки XVIII - XIX веков. Но часть из них не соответствовала никаким описаниям, и экспедиция сосредоточилась на разгадке тайн восьми таких "неопознанных объектов".


Наибольший интерес представляют находки в реке Волхов. Любопытно, что четыре корпуса лежат непосредственно в пределах Старой Ладоги. Особенно эффектен, как считают исследователи, узкий ладьеобразный корпус длиной 36,7 метра и шириной не менее 7 метров. А главное - его груз! Корабль вез известковые плиты, аналогичные тем, из которых построены крепости Старой Ладоги и Любши. Причем лежит корпус именно там, где проходил путь между крепостью Старая Ладога и древними каменоломнями...


Еще один корпус исследователи уже сейчас, не дожидаясь результатов радиоуглеродного анализа, готовы отнести к VIII - IX векам. Он найден в районе древнего славянского городища Любша. Третий - предположительно, очень древний - корпус найден прямо посередине реки Волхов.