Правительство региона вынуждено дотировать коммунальные предприятия в районах, вместо того чтобы заставить муниципалов самим оплачивать эти услуги. Впрочем, не все так просто: оказалось, что к многомиллионным убыткам компании приводят неправильные тарифы, установленные самим правительством и дырявые трубы, которое оно же не может починить.

Как известно, муниципальные власти должны сами заботиться о том, как организовывать электро-, тепло-, газо- и прочее снабжение населения, и все расходы с этим связанные, должны осуществляться за счет собственных бюджетов поселений. Но, судя по опыту, в трудный час, когда в муниципальных бюджетах не хватает средств на закупку топлива или выплату долгов теплоснабжающим организациям, правительство Ленинградской области всегда приходит на помощь. Примеров можно привести массу, взять хотя бы дотации Приозерскому и Лужскому районам на закупку топлива. Подобные случаи неслыханной щедрости, конечно, в каком-то роде показывают несостоятельность местного самоуправления как такового, мол, «без старшего брата ничего решить не можете». Но зачастую спокойствие людей властям оказывается дороже, чем ответ на вопрос, кто должен оплачивать мазут, и средств на эти цели из регионального бюджета выделяется не мало. К примеру, в 2009 году на обеспечение бесперебойного теплоснабжения в отопительном сезоне 2009-2010 годов дотации из областного бюджета было выделено 254,3 млн рублей. При этом, большая часть средств (235,7 млн. рублей) была направлена в 4, видимо, самых проблемных района — в Приозерский, Лужский, Сланцевский, Бокситогорский.

Вот только так ли уж необходимы были эти траты в реальности, и куда муниципалы девают выданные средства, заинтересовалась контрольно-счетная палата Ленобласти, отчет которой оказался в распоряжении 47News.

В ходе проведения проверки специалисты КСП пришли к выводу, что дотации из регионального бюджета муниципальным – это скорее вынужденная мера, нежели необходимость. Как отмечают в контрольно-счетном ведомстве, в необходимости выделения средств из областного бюджета на теплоснабжение муниципалитетов можно винить не столько нерасторопность муниципалов, сколько тарифную политику 47 региона. В ходе проверки было установлено, что цена на топливо для теплоснабжающих организаций комитетом по тарифам и ценовой политике Ленобласти (ЛенРТК) была во многих случаях принята ниже, чем фактическая цена его приобретения, что в свою очередь приводило к тому, что большинство предприятий Ленобласти, оказывающих услуги теплоснабжения, работали в убыток. К примеру, такая ситуация сложилась в Приозерске. Так, стоимость мазута была принята ЛенРТК в размере 3740 руб. за тонну, а средняя цена поставленного ОАО «Тепловые сети» составила 7487 руб. за тонну. В результате, средства областного бюджета, выделенные на обеспечение бесперебойного теплоснабжения в 2009-2010 году были израсходованы на возмещение издержек ОАО «Тепловые сети». В других районах, как отмечает КСП, сложилась аналогичная ситуация.

В результате возникла необходимость выделить из бюджета области средства для возмещения выпадающих доходов теплоснабжающим организациям. Общая сумма бюджетного финансирования разницы между экономически обоснованными и действующими тарифами составила 724,5 млн рублей (с учетом задолженности прошлых лет).

Вторая причина — дополнительные расходы теплоснабжающих организаций, которые появляются в связи с тем, что оборудование на них как правило устаревшее, с высоким износом тепловых сетей. При этом, в среднем износ инженерных сетей в Ленобласти составляет около 70%, то есть, по сути, они должны как минимум быть отремонтированы, а лучше — заменены. Но, несмотря на это, как отмечают в КСП, ЛенРТК при установлении тарифов факт огромных теплопотерь практически не учитывает. К примеру, закладываемый показатель теплопотерь для ООО «Климово ЖКХ-Сервис» составлял 10%, в то время как по факту вышло в два раза больше. Всего же сверхнормативные потери, к примеру, в первом полугодии 2010 года составили 500 тыс. рублей, что уже на 44,3% больше, чем запланированные теплопотери на целый год. «По существу, это прямые убытки предприятия, связанные с устаревшим оборудованием котельных, требующим повышенных затрат на топливо, и изношенностью тепловых сетей», - говорится в отчете КСП. А убытки эти восполняются вновь за счет регионального бюджета.

Между тем, как отмечают в КСП, ни в одной из организаций, к примеру, Приозерского и Бокситогорского районов, не было и намека на то, чтобы попытаться решить часть проблем в будущем. Речь идет о принятии инвестпрограмм, которые бы позволили реконструировать тепловые источники и сети. Напомним, что, к примеру, намерения ООО «Теплосервис» в Бокситогорске реализовать инвестпрограмму по реконструкции сетей не увенчались успехом — местные жители высказались категорически против ее принятия. В КСП отмечают, что причина отсутствия желания проводить какие-либо инвестпрограммы у теплоснабжающих организаций — слишком короткий срок передачи им в аренду тепловых сетей - всего на 1 год.

Выход же специалисты КСП из сложившейся ситуации, кроме прочего, видят в появлении общерегиональной целевой программы, посредством которой будет проведен капитальный ремонт существующих объектов, а также в разработке экономически обоснованных тарифов на отпуск тепловой энергии организациям, которые бы позволили функционировать коммунальным предприятиям. Также — в создании на территории Ленинградской области единого поставщика тепловых ресурсов для потребителей и установления единых тарифов для всего 47 региона.

Но пока эти предложения носят исключительно рекомендательный характер, и, по всей видимости, еще долгое время многомиллионные дотации из областного бюджета будут уходить в трубу, в прямом и переносном смыслах этого слова.

Юлия Гильмшина, 47News

Справка:

По состоянию на 1 октября 2010 года максимальный размер платы за отопление в Ленобласти установлен в Оредежском СП Лужского района — 42,37 руб. за кв.метр, минимальный — в г. Сосновый Бор, где плата за отопление составила 9,78 руб. за кв. метр.

Максимальный размер платы населения за горячее водоснабжение — 612 руб. с человека установлен также в Оредежском СП, минимальный — в г. Бокситогорск.

Разница в размере платы населения за отопление в разных поселениях Ленобласти составляет более, чем в 4 раза, а по размеру платы за водоснабжение — более, чем в 6 раз.