Правительство Ленинградской области утвердило новый тариф на пригородные перевозки. Он составит 32 руб. за первые 14 км проезда (посадочный тариф) и 2 руб. 36 коп. за каждый последующий километр. То есть, стоимость билета на электричку вскоре должна увеличиться в 1,5 раза.

Можно предположить, что это решение серьезно ударит по кошельку многих пассажиров. Кто-то просто будет вынужден пересесть на другой транспорт - личный автомобиль или маршрутный автобус, кому-то придется и вовсе отказаться от поездок. В сложной ситуации будет и перевозчик — оказание услуг окажется нерентабельным, что в итоге приведет к тому, что в ближайшем будущем части маршрутов электропоездов не останется вовсе. Областное правительство такая угроза не очень-то пугает: по мнению чиновников, это удовольствие слишком дорогое и не пользующееся у областных жителей особой популярностью. К тому же, региону стало довольно накладно компенсировать расходы пригородной пассажирской компании, ведь давно подсчитано, что целесообразнее на эти средства выстроить новое автобусное сообщение.

Несмотря на то, что новые тарифы уже стали реальностью, у заинтересованных сторон еще остается время и площадка для поиска компромиссных решений, которые бы не столь жестко отразились на населении. Пока же 47News выслушал аргументы обеих сторон – руководства СЗППК и правительства Ленинградской области. Какие из них звучат убедительнее, а также – насколько стороны близки к компромиссу, читатели теперь могут судить сами.

ИЗ ИНТЕРВЬЮ КОРРЕСПОНДЕНТУ 47NEWS ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ОАО "СЗППК" КОНСТАНТИНА ВОРОНЦОВА:

- Константин Владимирович, администрация Ленинградской области неоднократно заявляла о том, что пригородные поезда — это удовольствие слишком дорогое и не пользующееся у областных жителей особой популярностью. К тому же, регион больше не может компенсировать расходы вашей компании, да и дешевле будет выстроить новое автобусное сообщение. Не приведет ли эта позиция к тому, что пригородное сообщение по железной дороге вскоре вообще исчезнет?

- Отвечать за правительство не могу, но по нашим подсчетам, по объему оказанных транспортных услуг, мы занимаем около 40%. Наша компания перевозит около 100 млн человек в год. Мы проигрываем только петербургскому метрополитену. Цифры говорят сами за себя – заявлять о том, что данный вид транспорта не нужен, как минимум ошибочно.

- Но на днях было заявлено о том, что ваша компания совместно с комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области согласовали тариф на 2011 год? Не считаете ли вы, что такой тариф автоматически пересадит пассажиров на альтернативные виды транспорта?

- Ситуация сейчас такая: мы получили от правительства области договор о транспортном обслуживании 28 декабря, рассмотрели, дали свои замечания. После замечаний получили повторно проект без изменений, в итоге в среду, 19 января, я подписал этот договор с протоколом разногласий. То есть, договор, и, соответственно, тарифы юридически еще не действует.

При утверждении тарифа произойдет огромный отток количества пассажиров. Трудно говорить, насколько именно упадет спрос на электрички, ведь некоторые граждане другими видами транспорта не смогут пользоваться, в силу отсутствия альтернатив или по другим причинам.

Но тот, кто может, условно говоря, из Гатчины доехать до Петербурга на маршрутном такси, не сядет в электричку, где цена будет в 1,5 раза выше. С новым тарифом плата за проезд увеличится примерно на 56%. К примеру, если стоимость проезда от Луги до Санкт-Петербурга в 2010 году составляла 210 рублей, то с учетом обсуждаемых тарифов она будет составлять 302 рублей. Билет на электричку Выборг – Санкт-Петербург обойдется в 262 рублей вместо сегодняшних 193, от Петербурга до станции Поповка – 63,5 рублей вместо 52,5.

- Соответственно, это заставит вас отменить часть электричек вовсе?

- Есть такой риск, ведь что произойдет после введения тарифа и оттока пассажиров? Наши показатели упадут, и мы скажем – «а вы знаете, в поездах стало меньше пассажиров, необходимо сокращать поезда. Людей становится меньше, затраты у нас не меняются, значит, надо идти по пути оптимизации».

Но мы открыто заявляем: это тупиковая ситуация, и абсолютно неправильный путь. Мы считаем, что такой рост тарифов недопустим. Нигде по стране нет такого роста, и объяснить рядовому потребителю, почему тарифы увеличились на 50%, довольно сложно.

- Но ведь в официальных сообщениях говорится так: «размер тарифа утвержден в соответствии с документами ОАО «СЗППК», исходя из роста затрат компании-перевозчика». В частности, говорится, что исходя из роста затрат компании-перевозчика на 40% в 2011 году и сокращении пассажиропотока на 30%, ваша компания увеличивает тариф до 2,35 руб. за километр проезда. Почему вы критикуете тот тариф, утвердить который сами же и просили?

- Здесь важно учитывать вот какой нюанс. Есть два тарифа – экономически обоснованный, то есть тот, при котором обеспечивается себестоимость перевозок, и социальный тариф – тот, который устанавливается для населения, обычно он в разы ниже экономически обоснованного. Субъекты сами решают, какую часть себестоимости перевозок они могут компенсировать. К примеру, в республике Карелия экономически обоснованный тариф составляет 10 рублей за километр, но население платит 1,5 рубля, разницу же нашей компании выплачивают из регионального бюджета. Житель Карелии платит 1/6 часть от стоимости, а 5/6 берет на себя правительство республики. К примеру, Санкт-Петербург выделил 700 млн. рублей на компенсации убытков перевозчика, то есть, это разница, которая возникла между установленным тарифом и экономически обоснованным тарифом.

Аналогичная ситуация – и по всем остальным субъектам Северо-Запада. По всем, кроме Ленинградской области. Тот тариф, о согласовании которого говорится в сообщениях комитета по транспорту, и есть экономически обоснованный, то есть самый высокий, который может быть. Фактически, по мысли правительства, из бюджета затраты компании больше компенсироваться не будут.

- Почему вы не настояли на своем при обсуждении новых цифр, если считаете введение тарифа неправильным шагом?

- При вводе данного тарифа мы не можем предлагать регулятору, то есть правительству, какой тариф установить. Сегодня наша задача как перевозчика - сформировать затраты и предъявить их субъекту, это и было сделано. Затем каждый субъект выводит свой социальный тариф. Это не функция перевозчика – комментировать величину или рост тарифов, я лишь принимаю тот тариф, который устанавливается, а далее - взимаю с пассажиров необходимые средства, согласно утвержденному тарифу.

КОММЕНТАРИЙ ДЛЯ 47NEWS ПРАВИТЕЛЬСТВА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

20 января издан приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области об утверждении тарифа на перевозки ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания».

Он составит 32 руб. за первые 14 км проезда (посадочный тариф) и 2 руб. 36 коп. за каждый последующий км.

Как прокомментировал решение председатель комитета по тарифам и ценовой политике (ЛенРТК) Павел Березовский, в приказ посадочный тариф было решено включить для того, чтобы соблюсти условия совместного протокола о едином порядке начисления платы за проезд в электричках, который подписали комитеты по тарифам Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В порядке прописаны понятия о посадочном тарифе и каждом последующем километре.

Председатель ЛенРТК особо подчеркнул, что тариф в размере 2 руб. 36 коп. утверждён в соответствии с заявкой компании-перевозчика. Более того, добавил он, если субъект РФ утвердит перевозчику иной тариф, он может быть оспорен перевозчиком в Федеральной службе по тарифам или в суде.

Перевозчику необходимо представить в регулирующий орган обоснованные затраты. В 2011 году ожидалось весомое снижение себестоимости пригородных пассажирских перевозок в связи со снижением ФСТ России тарифов на использование перевозчиками инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Однако, перевозчик - ОАО «СЗППК», который является дочерней компанией ОАО «РЖД», где арендует подвижной состав и т.д. - представил в комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области планируемые расходы на 2011 год с увеличением их относительно 2010 года, неадекватным прогнозируемым Минэкономразвития России темпам роста цен.

В результате такого роста расходов и потребовалось повышение тарифа в 1,6 раза - до 2,36 руб./пасс-км. Либо компания предложила выделить на её деятельность субсидии из бюджетов Ленинградской области и Санкт-Петербурга в размере около 2,5 млрд. рублей.

Что касается Петербурга, то установленный там тариф 1 руб.60 коп. предполагает компенсацию, но в объеме, который явно не покроет убытки ОАО «СЗППК». Более того, администрация Санкт-Петербурга, в отличие от Ленинградской области, входит в состав учредителей компании, и законодательно имеет право предоставлять дотации. У Ленинградской области такого права нет.

Субъект Федерации может компенсировать льготный проезд, что 47 регион и делает ежегодно. На льготный проезд ветеранов труда, пенсионеров и некоторых других категорий граждан, когда пожилой человек платит 11% от стоимости билета, в 2010 году из областного бюджета перевозчику компенсировано более 112 млн. рублей. Что касается официальных терминов, то понятий «социальный» или «экономически обоснованный» тариф просто не существует. Компания должна представить регулирующему органу смету затрат и объем перевозок, при делении одного на другое и получается тариф, обеспечивающий рентабельность этих перевозок.

Получается, что монопольная на Северо-Западе негосударственная компания пытается «покрыть» свои убытки и конкурировать за счет бюджетов регионов, вместо того, чтобы заниматься оптимизацией и снижением затрат. Экономическая эффективность такой модели организации пригородных пассажирских перевозок налицо.

Приведет это к тому, что железнодорожные пригородные перевозки пассажиров станут просто неконкурентоспособны по отношению к другим видам транспорта. Согласно данным социологического опроса, до 5% жителей Ленинградской области ежедневно и по рабочим дням пользуются пригородными поездами, 4% - несколько раз в неделю, 9% - несколько раз в месяц, 25% - эпизодически несколько раз в год, всего - 43%.

На рынке транспортных услуг это уже второе место после автобусного транспорта, и четвертое-пятое среди автомобильных транспортных компаний.

Автотранспортные предприятия, работающие на территории Ленинградской области, дотаций не получают. Пассажиры сами могут подсчитать, что для них будет дешевле – поездка на автобусе, маршрутке или на электричке.

Помимо утверждения тарифа Ленинградская область подписала с ОАО «СЗППК» договор о транспортном обслуживании на 2011 год, который определяет объем перевозок - так называемые размеры движения поездов. Если перевозчик его выполнит, по итогам года можно будет оценить фактический финансовый результат. Заложить реальные убытки заранее невозможно. По итогам 2010 года на основании финансовой отчетности органы регулирования будут принимать решения - почему они возникли. Если в результате решений, которые принял регион, – рассматривается вопрос о компенсации, а если компания плохо организовала свою деятельность, тогда это вызывает вопрос о неэффективности работы ее менеджмента, и никаких компенсаций не может быть.

Юлия Гильмшина, 47News