В Ленинградской области ширится и крепнет профсоюзное движение. Как пишут «Ведомости», эксперты выделили признаки, по которым можно определить, насколько возможно появление в компании профсоюзной организации. В зоне наибольшего риска — успешные предприятия, созданные с участием западного капитала, в которых работает около 1000 человек.


Причины, по которым Ленинградская область стала колыбелью нового профсоюзного движения, — в цивилизованности работодателей. Как рассказал председатель объединения профсоюзов России “Соцпроф” Сергей Храмов, область находится близко к границе, имеет развитую инфраструктуру, а также собственный рынок сбыта — Санкт-Петербург. “При этом система заработной платы в большинстве компаний с участием западного капитала построена таким образом, что ежемесячный доход сотрудник компании имеет в виде гарантированного оклада, а не премии по результатам работы, — рассказывает Храмов. — Таким образом, работнику западной компании проще предъявлять претензии руководству, которое не сможет "наказать" его активность лишением премиальных”. Это и объясняет активность профсоюзов именно на западных предприятиях.

Год назад профсоюз работников завода Ford во Всеволожске потребовал от администрации повысить на треть заработную плату, унифицировать оклады мастеров одного разряда и предоставить доступ к средствам социального страхования. Первая недельная “итальянская” забастовка, т. е. работа в строгом соответствии с инструкциями, стоила Ford сокращения объема производства на 20%. В “натуральном” выражении, по данным главы профсоюза Алексея Этманова, прошлогодняя ноябрьская акция обошлась компании в 160 автомобилей, не сошедших с конвейера. Менеджмент Ford пошел на уступки, удовлетворив все требования, кроме повышения заработной платы. Частичным результатом профсоюз довольствоваться не стал и организовал новую забастовку “по-итальянски”, которая прошла в марте этого года. После нее зарплату специалистов 1-го разряда повысили на 17,5%, а более высоких разрядов — на 14,5%. Кроме того, по словам Этманова, на заводе была устранена дискриминация в оплате труда работников одинаковой квалификации, а также была создана комиссия по трудовым спорам. Более того, на этой неделе профсоюз Этманова и администрация завода Ford приступили к обсуждению возможности заключить коллективный договор. Это подтвердили и Этманов, и Екатерина Кулиненко, менеджер по связям с общественностью российского представительства Ford. Однако его конкретные положения стороны держат в секрете. Кулиненко отметила также, что такой договор должен соответствовать и российскому законодательству, и корпоративным правилам Ford, что требует времени для согласований.

“В начале года на заводе Scania в Ленинградской области был создан профсоюз, который практически сразу же самораспустился, — рассказывает Юрий Львов, председатель межрегионального объединения профсоюзов "Соцпроф" Санкт-Петербурга и Ленинградской области. — Однако большинство сотрудников предприятия являются аутсорсерами, основная часть заработка которых приходится на сверхурочную работу. Руководство предприятия немедленно лишило их возможности выходить на работу в выходные”. Заявления о вступлении в профсоюз были отозваны, и организация была ликвидирована. На заводе Scania прокомментировать ситуацию не смогли.

“Одно из условий, соблюдение которого повышает вероятность возникновения на предприятии активного профсоюза, — это успешность компании, — рассказывает Владимир Гимпельсон, директор Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ. — Если прибыль есть, то, во-первых, работники поймут, что их требования могут быть выполнены — на это есть средства. Во-вторых, давление профсоюза на менеджмент предприятия посредством угрозы забастовки сделает его более сговорчивым”. Компания пойдет на уступки и в том случае, если акция профсоюза вызовет общественный резонанс. Второе условие возникновения профсоюза — это однородность и компактность коллектива сотрудников. “Причина успешной деятельности профсоюза на заводе Ford объясняется также и тем, что в целом его члены обладают схожей квалификацией, у них одинаковые интересы. А учитывая то, что все они работают на одном и том же заводе, организовать их относительно несложно”, — отметил Гимпельсон.


Размер компании и численность ее сотрудников напрямую влияют на эффективность действий профсоюза. Предприятие не должно быть ни слишком большим, ни слишком маленьким. “Мобилизовать рабочих на сверхкрупных предприятиях сложнее, чем на среднем, — поясняет Гимпельсон. — С другой стороны, в компании с небольшим штатом более эффективен индивидуальный торг с работодателем”. Намного проще создать профсоюз среди шахтеров или докеров, т. е. среди большой однородной массы рабочих, сконцентрированной на замкнутой территории, нежели пытаться объединить офисных работников. Практически невозможно объединить работников, например, крупного банка — даже в самом крупном его филиале не наберется “критической массы” сотрудников, полагает Гимпельсон. “Бухгалтер филиала вряд ли найдет общий язык с операционистом, — отмечает он. — Так что в отличие от успешных технологических производств менеджменту компаний со штатом "офисных сотрудников" профсоюзов пока можно не опасаться”.