Ситуация с перемещением автотранспорта через таможенную границу с Финляндией беспокоит бизнесменов и частных автомобилистов с начала лета. Труднее всего въехать в Россию через автомобильный пункт пропуска «Торфяновка», а совсем недавно обстановка там была поистине катастрофичной. В самый тяжелый момент, в конце августа, вглубь Финляндии очередь фур тянулась на 40 километров.
- Очереди на Торфяновке прогнозировались, для нас это не стало неожиданностью, - заявил вчера на брифинге с участием СМИ начальник Выборгской таможни Сергей Чижиков, - разве что произошел некий сдвиг по времени, и очереди начались раньше, чем мы ожидали. По его словам, обострение ситуации связано не только с пропускной способностью таможни, но и с логистическими инфраструктурами участников внешнеэкономической деятельности: посты Брусничное и Светогорск загружены в значительно меньшей степени, однако перевозчики не торопятся этим пользоваться. Пропускная же способность Торфяновки имеет свои пределы.
Как сообщал в начале сентября заместитель начальника Северо-Западного таможенного управления Михаил Прокофьев, автопропускные пункты работают на пределе своих технических возможностей. Тогда на Торфяновке оформление проходили свыше 500 автомобилей ежедневно. По словам Прокофьева, проблема очередей на въезд должна решаться при активном участии Ассоциации международных автомобильных перевозчиков путем регулирования транспортных потоков и информированию фирм-перевозчиков о состоянии очередей.
Сейчас, по словам Сергея Чижикова, ситуация вошла в нормальное русло. На 26 сентября норма пропуска автомобилей превысила 800 единиц в сутки. В выходные эта цифра падает примерно на 100 транспортных средств. Причем, как отметил господин Чижиков, это результат системной работы.
«В начале июня мы начали своеобразный эксперимент – по устной договоренности с Ространснадзором мы перестали взвешивать автомобилевозы и порожний транспорт. Правда, с 1 августа по настоянию московского Ростанснадзора мы были вынуждены ненадолго возобновить взвешивания. Но неделю назад нам удалось сделать этот эксперимент устоявшейся практикой» - отметил он.
Для устранения очередей, кроме введения выборочного взвешивания, на Торфяновку были перемещены сотрудники с других, менее загруженных постов. Сейчас идет подготовка к реконструкции всех постов Выборгской таможни – активные мероприятия начнутся в ближайшие годы.
Одним из главных негативных факторов Сергей Чижиков назвал повышенную популярность у перевозчиков именно Торфяновки, которая расположена ближе всего к финской границе. Он настоятельно рекомендовал им перестроить свои логистические схемы в пользу Брусничного и Светогорска.
- Мы готовы пойти на ряд уступок, в том числе даже запустить Светогорский пропускной пункт в круглосуточном режиме – заявил он.
Кроме того, у финских предпринимателей есть еще одна возможность быстрого прохода через границу. А именно – использование системы «зеленого коридора». Для этого им необходимо заручиться поддержкой финских таможенников, которые будут передавать российским коллегам информацию о грузе. Это значительно ускоряет прохождение таможенного контроля, причем, как отметил Чижиков, никак не влияет на экономическую безопасность России: «За все время существования такой схемы не было никаких серьезных нарушений – только технические моменты, которые в данном случае решаются одним телефонным звонком на финскую таможню». В настоящий момент по такому принципу отправляют свои грузы не более четырех крупных компаний Финляндии, хотя Выборгская таможня обеими руками за расширение этой практики.
Павел Викторов