В ближайшем будущем порт Усть-Луга перейдет на железнодорожные рельсы. Это позволит поспеть за увеличивающимся грузооборотом порта, а также увеличить его рентабельность. Отчасти железнодорожные пути решат проблему местных жителей, которые неоднократно жаловались на то, что транзитная техника уничтожает автомобильную дорогу.

На въезде в порт «Усть-Луга» журналистов и всех въезжающих встречает яркий плакат с надписью «Морской порт Усть-Луга – будущее России». Причем, слово «будущее» является основным в этой фразе, поскольку, всякий, кто передвигается по порту и общается с представителями компании «Усть-Луга», должен всегда перспективу держать в уме. И вовсе не потому, что настоящее не радует, совсем даже наоборот. Просто иногда создается впечатление, что говорить на территории порта можно только о планах, ведь когда они сбудутся и реализуются, проект станет масштабнее и глобальнее, чем он есть сейчас, а рассуждать о сегодняшнем дне здесь как-то не принято.

Журналистов в минувший четверг пригласили в порт для того, чтобы показать, как идет реализация одного из инвестиционных проектов с длинным названием - «Комплексная реконструкция участка Мга — Гатчина — Веймарн — Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива».

Необходимость в проекте, как сообщается в пресс-релизе, возникла в связи с ростом объемов грузоперевозок.

Практически сразу по приезду, представителей СМИ привезли в многопрофильный перегрузочный комплекс «Юг-2». В этот день с него сошел первый железнодорожный груз, переправляемый по железнодорожным путям — к отправке готовились 6 вагонов с автомобилями — по 10 штук в каждом.

К слову, подолгу останавливаться и любоваться процессами погрузки и разгрузки, тоже не разрешили: морской порт — почти режимный объект, перемещаться по территории порта можно только на автомобиле, в сопровождении представителя специальной службы, который следит за соблюдением всех правил безопасности. Между двумя соседними терминалами — контрольно-пропускной пункт. Все серьезно, все-таки на кону - будущее России.

А вот чем позволено любоваться, так это морем машин, которые стоят по всему периметру терминала - Lexus и Toyota Camry буквально требуют, чтоб в них окунулись. «Сейчас по разным углам расположено порядка 6,5 тысяч автомобилей марок Kia, Toyota, Lexus, Hyundai. Мы будем развивать и другие направления, чтоб были минимальные риски от падения на автомобильном рынке. В порту появится гусеничная техника, грузовики”, - объяснили нам.

Затем журналистов перевезли на автомобильно-железнодорожный паромный комплекс, все в общем-то для того же — показать, что и на нем есть железнодорожные пути. «Объем железнодорожных грузов перевалил за 1 млн. тонн», - с гордостью сообщил начальник службы эксплуатации комплекса Дмитрий Иващенко.

Надо отметить, железнодорожные пути используются в порту с момента его основания, но сейчас приходится довольствоваться только одной станцией - Лужская Северная. Через нее проходят все поезда, доставляющие груз в порт, на станции их рассортировывают и отправляют в соответствующие терминалы. Что точно не являлось военной тайной, хотя вполне могло под ее определение подойти — это общая длина всех путей в порту. Она составляет 8847 метров, всего же их 11, каждый имеет среднюю протяженность 650-700 метров. В 2011 году будет построена станция Лужская Нефтяная, которая будет обслуживать ряд терминалов порта. Затем в 2013, планируется строительство станции Лужская Газовая, а также Лужская Восточная. Это, как надеются в компании, приведет к значительному увеличению объемов перевозок на участке.

Надо полагать, такового развития события с нетерпением ждут и в соседних с портом населенных пунктах. Напомним, местные жители неоднократно обращали внимание властей на то, что транзитный поток грузовиков через поселок Вистино практически уничтожил дорогу.

Расширение железнодорожной инфраструктуры потребует и значительного роста числа работающих здесь специалистов. Впрочем, с ними, как известно, проблемы. «Уже прошли те времена, когда работа в порту заключалась в том, что человек брал мешок на плечи и тащил его же. Сейчас для работы нужна не только сила, но и образование, поэтому с кадрами есть некоторая проблема», - заметил заместитель руководителя Управления по связям с общественностью ОАО "Компания "Усть-Луга" Дмитрий Воробьев. «Благодаря расширению инфраструктуры, население обеспечивается работой, но трудно найти кадры — например, составителей вагонов, в соседнем Кингисеппе их просто нет. Работа здесь сменная, поэтому приглашать из других регионов бессмысленно — это далеко», - говорит коммерческий директор ОАО "Порт Усть-Луга транспортная компания" Валентина Пеперж. «С ОЖД у нас негласное соглашение — если у них есть резерв по людям, мы их берем к себе на работу», - заключила она.

Наверняка, и узловая станция могла бы стать объектом пристального внимания прибывших журналистов. Но на него представителей СМИ не свозили — то ли не успели, то ли не захотели, решив обойтись презентационными слайдами, на которых один за другим появлялись схемы участка. Нарисованные и начерченные перспективы гласили - в 2011 году грузооборот через железную дорогу будет составлять 32 млн тонн, это более чем в 3 раза больше, чем в нынешнем году. К 2020 же году размер планируемого грузооборота по железной дороге планируется в объеме 117,1 млн. тонн груза, что составит 61% от всего грузооборота порта.

По словам генерального директора ОАО "Порт Усть-Луга транспортная компания" Игоря Евстафьева, об увеличении грузооборота сегодня можно говорить наверняка. «Те подтверждения, что мы получили от терминалов — это, по сути подписанные контракты. С учетом того, что на запуск полной мощности каждого терминала уходит порядка 3-х лет, мы можем говорить о том, что заявленные цифры — вполне реальны», - заявил он. В перспективе станционный комплекс «Лужская» должен стать самым крупным и современным в Европе.

К слову, в 2009 году инвестиции в реализацию проекта комплексной реконструкции железнодорожного участка составили 6,4 млрд. рублей, в 2010 году планируется выделить еще 8,4 млрд. рублей.

Впрочем, также в ходе брифинга было заявлено, что у порта могут возникнуть значительные проблемы на пути к развитию. Дело в том, что 57 Га из 160 Га территории, на котором располагается порт, принадлежат министерству обороны РФ, что создает очевидные трудности. «Подобные станции за полгода не строятся, это очень масштабный проект», - резюмировали участники встречи.

СПРАВКА:

Сегодня в порту Усть-Луга работаю шесть терминалов: комплекс по перегрузке угля, Универсальный перегрузочный комплекс, терминал по перевалке технической серы, автомобильно-железнодорожный комплекс, многопрофильный перегрузочный комплекс «Юг-2» и лесной терминал «Фактор».

В 2010 году планируется ввод в эксплуатацию комплекса нефтеналивных грузов.

Начало работы нефтебазы «Усть-Луга» и административно-хозяйственного комплекса в порту Усть-Луга, связанный со строительством Балтийской трубопроводной системы-2 запланировано на 2011 год. В 2012 году ожидается ввод первой очереди комплекса перевалки стабильного газового конденсата и комплекса по перевалке сжиженных углеводородных газов и светлых нефтепродуктов.

ОАО «Порт Усть-Луга транспортная компания» (дочернее общество «Компании Усть-Луга») создано для оказания транспортных услуг на подъездных железнодорожных путях морского торгового порта Усть-Луга. Компания владеет парком локомотивов, которые используются для обработки подвижного состава. ОАО «ПУЛ транс» осуществляет работу по содержанию внутрипортовой железнодорожной инфраструктуры, обслуживанию подъездных путей, принадлежащих перегрузочным комплексам порта.

Юлия Гильмшина, 47News

Фото автора