Русская Православная Церковь отмечает в среду великий двунадесятый (один из двенадцати основных) праздник - Воздвижение Креста Господня.


Установление этого торжества связано с событиями четвертого века, когда святой равноапостольный Константин Великий сделал прежде гонимое римскими императорами христианство государственной религией империи. Вскоре после этого мать Константина - святая равноапостольная царица Елена - отправилась в Иерусалим с целью обрести величайшую святыню христиан - Крест, на котором страдал и умер Спаситель, сообщает РИА "Новости".


Узнать место нахождения крестов, на которых были распяты Иисус Христос и два страдавших вместе с ним разбойника, святая Елена смогла только после долгих поисков. Крестная смерть считалась в евангельские времена величайшим позором, и после свершения казни кресты, как правило, зарывались в землю.


Когда святая Елена обнаружила три креста, то внешне они совершенно не отличались друг от друга. Крест Христа удалось определить по тому, что от святыни сразу же стали происходить чудеса. Недалеко от места раскопок проходила погребальная процессия, и при возложении на умершего Креста Господня мертвец ожил.


Чтобы множество людей, собравшихся к месту обретения святыни, смогли увидеть ее, патриарх Иерусалимский Макарий и другие духовные лица стали воздвигать (высоко поднимать) Крест. Отсюда и произошло название праздника.


В этот день в Церкви установлен строгий пост.


По народному календарю, как передает государственное информационное агентство Тюменской области, этот день называют Воздвиженье. В летописях он известен под названием «Ставрова дни» (от греч. «саурос» — «крест). В этот день наступали первые заморозки. Подмечали: «Воздвиженье тепло сдвигает, а холод надвигает», «Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет», «Пришло Здвиженье — кафтан с шубой сдвинулись, и шапка надвинулась», «Шуба за кафтаном тянется», однако «Воздвиженские зазимки — мужику не беда», и осень к зиме все быстрее идет.


В это время — последняя копна с поля: «Хлеб с поля двинулся», «Гад и змея не движется, а хлеб с поля сдвигается», «На Воздвижение — последний воз с поля сдвинулся, а птицы в отлет пошли». Первой улетает в обетованную страну и последнею возвращается оттуда кукушка, которая поэтому и зовется ключницей Вирая. Ирьем, или вырием, вирием, называют неведомые теплые страны. Медведь залегает в берлогу, змеи — в нору, в спячку впадают, и «На Воздвижение ни змеи и никакой гад по земле не движется».


С Воздвижения начинали рубить капусту, «На Здвиженье у доброго молодца капуста у крыльца». Начало капустникам, капустниц, капустенских вечерок, кои длятся две недели. На Воздвижение в селе первая барыня — капуста. Ее снимают, квасят, солят. В этот день девиц зовут рубить капусту и угощают их. Девушки в богатых уборах ходили с песнями из дома в дом рубить капусту, а за девицами являлись парни со своими гостинцами высматривать невест. В домах, где рубилась капуста, накрывался особенный стол с закусками, варилось пиво, приготовлялся обед и ужин. А торжество хозяйки составлял пирог хлебальный, так как «Смекай, баба, про капусту на Воздвиженьев день» и «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой».


С этого дня начинались девичьи вечеринки — немного отдыха после трудной, долгой летней работы. Вечером разыгрывались хороводы, день оканчивался плясками и играми. Были и приметы. Высоко летят гуси в Воздвиженье — к высокому половодью, низко — к малому. На Воздвиженье, если змея ужалит кого-либо, то ей не уползти, так как в наказание она остается мерзнуть в холодные дни.