Предприниматель должен находиться на свободе до тех пор пока судья не вынесет решение «виновен». Так решил российский президент, подписав весной 2010 года закон, запрещающий помещать под стражу бизнесменов, совершивших преступления в сфере экономики. Волосовский районный суд Ленинградской области с президентом, видимо, не согласился, и несколько недель назад своим решением заключил под стражу генерального директора алкогольного завода «Идальго» Ольгу Шакира - её обвиняют в умышленном банкротстве своего предприятия и невыплате заработной платы. В четверг, 30 сентября, Ленинградский областной суд признал это решение необоснованным, и отпустил бизнесвумен — до вынесения окончательного решения суда.
К БИЗНЕСМЕНАМ - ГУМАННО
Весной этого года президент России Дмитрий Медведев подписал ФЗ № 60, который запрещает помещать под стражу предпринимателей, совершивших преступления в экономической сфере. Кто такие предприниматели, сомневающимся или незнающим, закон объяснил: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг». Гуманизация законодательства объяснялась в том числе и тем, что люди, которые не признаны виновными, содержатся в следственных изоляторах в условиях гораздо худших, чем люди, которые уже признаны виновными и находятся в исправительных учреждениях. Президент решил: бизнесмены могут ждать судебного приговора на свободе. Эксперты встретили выход нового закона рассуждениями о наступившей либерализации. Однако, как будет новый закон работать на практике - никто не мог оценить. Правда, все мнения сводились к единому: все будет зависеть от судов, ведь именно они при принятии решения должны учитывать личность обвиняемого, состав преступления, в совершении которого он обвиняется, а также скрывался он или нет.
Для того, чтобы районные суды не уклонялись от исполнения федерального закона № 60, в начале сентября председателям городских (районных) судов Ленинградской области были разосланы письма за подписью и.о. заместителя председателя Леноблсуда А. Стрижакова. Областной суд попросил своих коллег из районов «представить результаты обобщения о практике рассмотрения судами ходатайств об изменении меры пресечения в виде заключения под стражу по состоянию на 1 сентября 2010 года». По данным 47News, большинство районных судов Ленинградской области сообщило, что мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, обвиняемых в экономических преступлениях, не применялась.
«МОЖЕТ» ИЛИ «СКРЫЛАСЬ»
Впрочем, уже в середине сентября «исключением из правил» оказался Волосовский районный суд. 14 сентября 2010 года Волосовский суд вынес решение об аресте генерального директора ООО «Идальго» Ольги Шакира. Задержали Шакира сотрудники 4 отдела ОРЧ №12 (линии НП) ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области совместно с сотрудниками ЛОВД «Пулково-1» в ходе операции «Розыск» в аэропорту «Пулково», когда она собиралась улететь в Турцию.
Напомним, в отношении Шакира было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 145.1 УК РФ по факту невыплаты заработной платы сотрудникам, а также - по ч. 3 ст. 30., ст. 196 УК РФ - покушение на преднамеренное банкротство.
По версии следствия, женщина - генеральный директор ООО "Идальго", расположенного в городе Волосово по улице Ветеранов, не выплачивала заработную плату сотрудникам в количестве 81 человека в период с августа 2008 года по февраль 2009 года. Сумма задолженности перед сотрудниками ООО «Идальго» составила 6 173 526 рублей 52 копейки.
Также, по версии следствия, Шакира неправомерно передала земли и нежилые помещения, принадлежащие заводу алкогольной продукции «Идальго», в пользу основного учредителя - ООО «Торговый дом «Идальго». При этом Шакира являлась генеральным директором и этой организации. В результате этих действий завод оказался не способен в полном объеме удовлетворить требования кредиторов и осуществлять обязательные платежи. Таким образом, кредиторам и работникам предприятия был нанесен ущерб на сумму 74 миллиона рублей.
Тем не менее, закон гласит, что обвиняемых по экономическим делам можно заключить в камеру на время судебных разбирательств только в исключительных случаях - к примеру, если человек скрылся от правоохранительных органов. Как рассказал корреспонденту 47News адвокат подсудимой Владимир Болотин, Волосовский суд при вынесения решения о мере пресечения Шакира использовал именно эту формулировку, добавив туда условное наклонение. «Решение суда о задержании нашей подзащитной обосновывается с помощью формулировки «может скрыться от правоохранительных органов». Закон же предписывает брать под стражу лиц, в отношении которых заведено уголовное дело, если они уже скрылись от правоохранительных органов, то есть если бы был уже доказанный факт того, что они скрываются», - заявил адвокат Болотин на заседании в Леноблсуде. То, что Шакира собиралась улететь в Турцию, адвокаты объяснили так: «их подзащитная выезжала за границу с целью проведения лечения, а о том, что в отношении нее возбуждено уголовное дело и вовсе не знала, а значит, скрываться не собиралась».
В итоге, Ленинградский областной суд вынужден был согласиться с необоснованностью избранной для Шакира мерой пресечения - заключением под стражу - и отменить решение Волосовского районного суда. Теперь Шакира будет ждать вынесения окончательного приговора. Отметим, в случае признания вины ей грозит весьма суровое наказание — до 6 лет лишения свободы.
Примечательно, что в этот судебный процесс попыталась вмешаться Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова - она написала ходатайство в суд с просьбой освободить подозреваемую, так как у Шакира двое несовершеннолетних детей. Они, мол, вынуждены проживать сейчас с бабушкой, так как со своим мужем Мироном бизнесвумен находится в разводе. Суд ходатайство принял к сведению, но «в ход» решил не пускать, не посчитав это достаточным для изменения меры пресечения.
Юлия Гильмшина, 47News