В минувшую пятницу председатель совета директоров ОАО «Компания «Усть-Луга» Валерий Израйлит подтвердил, что компания ведет переговоры с ОАО «РЖД» об участии железнодорожников в дополнительной эмиссии акций будущего порта, пишет «Коммерсант». По мнению экспертов, вхождение такого инвестора в число акционеров «Усть-Луги» будет стимулировать развитие портовой инфраструктуры.


Порт в Усть-Луге, очевидно, станет первым российским портом, где ОАО «РЖД» будет выступать в качестве акционера. Решение о проведении допэмиссии было принято в июне на собрании акционеров «Усть-Луги». По словам Израйлита, ее объем составит приблизительно 9%. Уставный капитал ОАО сейчас составляет 28,3 млн рублей и разделен на 56,6 тыс. акций номиналом 500 рублей.


Крупнейшим акционером компании «Усть-Луга», управляющей проектом строительства будущего порта, сегодня является правительство Ленинградской области - ему принадлежит 27,3% акций. Предполагается, что после эмиссии РЖД станет владеть 7-8% уставного капитала «Усть-Луги». Сумма сделки и сроки допэмиссии пока не называются. Но известно, что последнее существенное изменение в структуре акционеров «Усть-Луги» произошло в июне 2006 года, когда московская группа компаний «Абсолют» приобрела у одного из кипрских офшоров 16,7% акций приблизительно за $20 млн. Остальные акции принадлежат частным фирмам, подконтрольным, по неофициальным данным, топ-менеджерам управляющей компании. Однако в управляющей компании говорят, что участие ОАО «РЖД» в допэмиссии - только первые шаги в формировании будущей структуры капитала ОАО «Компания Усть-Луга». «Принятая среднесрочная стратегия компании нацелена на привлечение капитала для реализации и развития крупных проектов», - говорит Израйлит.


РЖД уже давно участвуют в проекте, так что акции будущего порта нужны железнодорожникам для того, чтобы гарантировать возврат своих инвестиций. С июля 2002-го по декабрь 2005 года пост председателя совета директоров ОАО "Компания "Усть-Луга" занимал нынешний президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. После его добровольного ухода с этого поста компания не осталась без надзора со стороны железнодорожников: по решению акционеров компании в совет директоров вошел начальник Октябрьской железной дороги (филиала ОАО «РЖД») Виктор Степов.


ОАО «Компания «Усть-Луга» было создано в 1992 году и является заказчиком-застройщиком морского торгового порта Усть-Луга. Компания обладает полномочиями самостоятельно принимать решения по финансированию, проектированию, строительству и эксплуатации морского торгового порта Усть-Луга с привлечением государственных и частных инвестиций. Сейчас на территории порта действует угольный терминал компании «Ростерминалуголь», в начале сентября была запущена первая очередь паромной переправы Усть-Луга-Балтийск. В ближайшие несколько лет планируется ввести в строй контейнерный, многопрофильный, лесной, нефтяной, газохимический, зерновой терминалы, а также мощности для перевалки генеральных грузов и минеральных удобрений. Общая сумма планируемых государственных инвестиций в порт оценивается в 13,2 млрд рублей, частных - в 34,6 млрд рублей.


На сегодняшний день инвестиции РЖД в развитие подходов к порту составили 1,6 млрд рублей, что позволяет обеспечить грузооборот до 7 млн тонн (проектная мощность порта -- 35 млн тонн). По словам первого вице-президента ОАО «РЖД» Владимира Морозова, в 2007 году компания намерена вложить в развитие инфраструктуры порта не меньше 7 млрд рублей. Общие инвестиции железнодорожников в проект должны составить не менее 30 млрд рублей.


По словам Валерия Израйлита, сейчас продолжается работа над созданием совместного предприятия между ОАО «РЖД» и ОАО "Компания "Усть-Луга", в задачу которого войдет управление железнодорожной инфраструктурой в порту. Это должно уменьшить издержки как железной дороги, так и грузовладельцев за счет оптимизации работы на стыке железной дороги и порта.


Также читайте: Особая экономическая зона в Усть-Луге