С въезжающих в Россию финских и эстонских автомобилистов нельзя брать плату за госрегистрацию. Правда только если они перевозят пассажиров или грузы. Такое указание разослала Федеральная таможенная служба России.


С 1 февраля  все временно ввозящие иностранный автомобиль в Россию граждане (проще говоря, въезжающие на нем), обязали уплачивать пошлину за выдачу удостоверения. Большинство иностранцев не очень смутил размер пошлины (100 рублей), но из-за длительной процедуры ее оформления на таможенных пунктах в некоторые дни выстраивались длинные очереди. Ведь сначала тому же финну или эстонцу надо было поменять евро на рубли (также отстояв очередь в единственный обменный пункт), уплатить, оформить и т.д.


Изданное 11 сентября письмо Федеральной таможенной службы России запрещает брать пошлину с автотранспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и грузов. Взимая пошлину, таможенники забыли про международные соглашения, которые, согласно Конституции России, имеют высшую силу над российским законодательством. Заключены такие соглашения и с Финляндией и с Эстонией. По ним при выполнении перевозок стороны (Российская Федерация, Финляндия, Эстония) взаимно освобождаются от таможенных сборов, пошлин и разрешений ввозимые на территорию государства другой стороны. К таим сборам относится, в том числе, государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий, связанных с выдачей удостоверения на ввозимое транспортное средство на срок до шести месяцев. «В связи с изложенным государственная пошлина не подлежит уплате в отношении транспортных средств, осуществляющих международную перевозку пассажиров и грузов в соответствии с международными соглашениями», – указывает заместитель руководителя Федеральной таможенной службы России Татьяна Голендеева.


Кроме Финляндии и Эстонии, такие соглашения заключены еще с двумя десятками странами (в том числе с Белоруссия, Украина, Арменией, Азербайджаном и др.). Причем этот список не является исчерпывающим: «Информация относительно порядка применения других соглашений о международном автомобильном сообщении, участником которых является России, будет направлена в таможенные органы после подтверждения МИДом России соблюдения принципа взаимности при освобождении от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств», – констатирует Татьяна Голендеева.


Правда соглашения предусматривают иные требования к перевозчику, поэтому «маскировать» обычную легковушку или микроавтобус с двумя или даже десятью пассажирами далеко не всегда будет выгодно.  Для этого надо будет получать специальное разрешение (по-фински – Мама луппа), которое стоит около 10 евро (многократно дороже пошлины). Или же составлять список пассажиров и соблюдать очень жесткий регламент. Например, подписанное в 1995 году в Хельсинки соглашение освобождает от получения разрешения перевозчика, если состав группы пассажиров не меняется в течение всей поездки.


Павел Нетупский