В Петербурге появился свой кооператив «Речник». Садоводов, больше тридцати лет трудившихся на своих участках, сгоняют с земли — их участки сданы в аренду и выставлены на продажу. Здесь построят коттеджи. В отличие от своих московских коллег, петербургские кооператоры пострадали не по причине изменившегося законодательства, а из-за неожиданно сдвинувшихся границ Санкт-Петербурга и Ленобласти. В результате земельные участки «переехали» из Красносельского района в Гатчинский. Самих садоводов об этом нюансе предупредить забыли.
В Красносельском районном суде состоялось предварительное судебное заседание по иску одного из бывших садоводов поселка Хвойный Сергея Трибушкина к сегодняшнему арендатору земельного участка Владиславу Ястремкасу. По мнению истца, ему был нанесен имущественный ущерб на сумму 960 тысяч рублей, нанесенный же моральный ущерб он оценил в 50 тысяч. Обладатели соседних «соток» обещают, что этот иск — только первый в длинной цепочке.
Как рассказывает Трибушкин, на его земельном участке, около двух десятков лет назад предоставленном под огород, внезапно появилась строительная техника. Грядки перепахали бульдозером, летний домик снесли и сбросили через дорогу. Такая же участь постигла и три соседних огорода. Освобожденную территорию обнесли забором. Сейчас на месте бывших летних времянок красуется двухэтажный кирпичный дом. Никакие судебные приставы, по словам истца, на месте событий не появлялись, предупреждений бывшие хозяева огородов не получали и каких-либо предписаний освободить территорию тоже не видели.
Новый владелец территории Владислав Ястремкас объясняет свои действия очень просто - у него заключен договор аренды с администрацией Гатчинского района для создания садоводства из 50 участков. Правда, создает он товарищество садово-огородных владельцев довольно своеобразно: земельные участки выставлены на продажу под строительство коттеджей — по цене 1 200 000 рублей за 10 соток (к продаже предлагаются земельные наделы только такой площади).
«Мы ничего не могли понять, - объяснил Трибушкин корреспонденту 47News. - Откуда взялся Гатчинский район, если мы относимся к Красносельскому? И по какому праву Ленинградская область заключает договоры аренды на землю, принадлежащую Санкт-Петербургу?»
На выяснение всех обстоятельств у пострадавших ушло около двух лет. За это время новые хозяева территории успели снести еще около десятка садоводств, прокладывая дороги для подъезда к будущим коттеджам.
На месте поселка Хвойный в советское время находилась воинская часть. Вокруг ее территории была предусмотрена полоса отчуждения — в соответствии с действующими в то время требованиями режимов секретности. Однако в начале 70-х, когда международное положение стало менее напряженным, руководство Минобороны решило позаботиться о своих офицерах. Офицерским семьям разрешили использовать территорию, окружающую городок, для огородничества и садоводства.
Идея была принята с воодушевлением. Под сельское хозяйство выделили пять гектаров земли, «нарезали» участки по 10 соток. На каждое землевладение выдали учетные карточки с точным описанием границ и указанием арендатора. Единственное ограничение, которое поставили перед садоводами - не слишком увлекаться строительством: постройки на участках должны быть таковы, чтобы при введении чрезвычайного положения их можно было бы быстро демонтировать. «Поэтому мы и не строили здесь ничего кроме времянок, а выращивали главным образом картошку или разводили цветы», - рассказывают жители Хвойного.
В 1978 году военный городок преобразовали в поселок Хвойный и передали его в подчинение Красносельскому районному совету Ленинграда. Так на территории Гатчинского района Ленобласти появился анклав Ленинграда, а позднее Петербурга. В 1991 году акт передачи 134, 47 га земли на территории Гатчинского района войсковой части в бессрочное и бесплатное пользование был утвержден администрацией района. Границы, по которым в состав поселка входила и бывшая полоса отчуждения, закрепили законодательно. В 1998 году при уточнении границ муниципальных образований по распоряжению губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева был проведен опрос жителей поселка Хвойный и жителей Красносельского района, и по решению граждан этот поселок уже окончательно вошел в структуру Красного Села.
Однако в 2005 году границы поселка Хвойный неожиданно изменились — этот факт зафиксирован в постановлении петербургского ЗакСа от 30 июня 2005 года. В нем — без каких-либо обоснований -- приводятся новые границы этого анклава. То, что после вступления закона в силу, положение поселка на карте стало отличаться от истинного, никого не смутило. За границей Санкт-Петербурга оказались и водозаборная скважина Хвойного, и очистные сооружения, но и это несоответствие не вызвало у законодателей никаких возражений. Попали «за черту» и садово-огородные участки.
В том же 2005 году администрация Гатчинского района приняла решение предоставить 5 га земли (именно той, на которой находились огороды) в аренду. Арендатором оказался Владислав Ястремкас, бывший военнослужащий, ко времени раздела земли вышедший в отставку и трудившийся в налоговой инспекции Московского района. Садоводство так и не создали, но, тем не менее, в 2008 году администрация района продлила договор аренды, и земельные участки были выставлены на продажу.
Каким образом были внесены изменения в описание границ Хвойного, не удалось выяснить не только жителям поселка, но и нашему корреспонденту. В комитете по земельным ресурсам честно признались, что не хотели бы объяснять произошедшее технической ошибкой и пообещали отыскать истину, но за неделю так и не смогли понять, на основании каких именно заявок были откорректированы границы. «В любом случае произошло недоразумение, которое должно быть исправлено», - сообщил зампредседателя КЗР Николай Филин. Сейчас комитет уже подготовил проект дополнительного соглашения между губернаторами Петербурга и Ленобласти, по которому поселок Хвойный возвращается на прежнее место и приобретает прежние размеры. Однако, как предсказывают юристы, на оформление всех поправок уйдет около полутора лет.
Лишившиеся своих «соток» огородники не намерены ждать, когда территорию вернут им по указу «сверху». Они собираются оспаривать решение Гатчинской администрации предоставить участки в аренду на том основании, что добросовестно пользовались этой землей более двадцати лет и имеют право переоформить ее в собственность. Одновременно те, чьи дома и грядки пострадали от бульдозера, пытаются взыскать с Ястремкаса возмещение ущерба. Судебное разбирательство первого из многих будущих процессов назначено на 3 августа.
Заметим, что этот «пограничный» конфликт — не единственный в отношениях Петербурга и Ленобласти. Так, в январе 2010 года уже потребовалось внести изменения в границы поселка Песочный. Границы между двумя субъектами Федерации были утверждены так, что дома №№119-130 на улице Ленинградской поселка Песочный, а также дома военного городка поселка Песочный и территория Песочинского кладбища оказались в Ленобласти. Однако в 2001 году все дома военного городка были поставлены на учет в реестр недвижимого имущества Петербурга. И ведомственные жилые дома №№119-130 на улице Ленинградской, ранее принадлежавшие войсковой части 18402, были переданы в Сестрорецкое районное жилищное управление для технической эксплуатации. На сегодняшний день указанные объекты недвижимости являются государственной собственностью Петербурга и обслуживаются госучреждением «Жилищное агентство Курортного района».
Получилось, что жители Песочного фактически проживали на территории одного субъекта – Ленобласти, а зарегистрированы были по месту жительства в другом – в Петербурге. При этом они оформляли пенсии, пользовались социальными и медицинскими услугами, состояли на воинском и налоговом учете в Курортном районе. Кроме того, из-за сложившихся юридических коллизий жители Песочного не имели права приватизировать занимаемые ими помещения.
Кира Обухова