Совладелец крупнейшего нефтетрейдера Gunvor Геннадий Тимченко, близкий к премьер-министру Владимиру Путину, продолжает наращивать свои энергетические активы, сообщает "РБК daily".

Как стало известно изданию, в Министерстве транспорта РФ в настоящее время изучают вопрос о целесообразности строительства нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в конечной точке БТС-2 мощностью 8,5 млн т нефти в год. Строительство завода обойдется от 1,5 млрд до 3 млрд долл., подсчитали эксперты.

Заявку на его возведение подало ООО "Усть-Лужский нефтеперерабатывающий завод", сообщил источник, близкий к АК "Транснефть". В обсуждении вопроса также участвует "Транснефть", так как сырье на новый завод должно поступать по ее трубе БТС-2, которая сейчас прокладывается, отмечает собеседник издания. В случае одобрения заявки мощность трубопровода, соответственно, может быть увеличена.

Вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас сказал, что областное правительство уже неоднократно обращалось в различные компании с предложениями построить завод в Усть-Луге. "Между тем, у всех этих проектов есть один серьезный недостаток - они не опираются на ресурсную базу, ни у одного из потенциальных инвесторов, среди которых есть вполне серьезные финансовые группы, нет своего сырья либо договоренности с его владельцами", - говорит Двас. Он отказался назвать изданию компании, которые претендуют на строительство завода.

То, что заявка ООО "Усть-Лужский нефтеперерабатывающий завод" нашла поддержку и в "Транснефти", и в Минтрансе, может говорить о том, что с "ресурсной базой" у компании все нормально. Как сказали два источника "РБКdaily" в отрасли, за никому не известным ООО стоит предприниматель Геннадий Тимченко. "Это ни для кого уже не секрет", - настаивает один из собеседников. В фонде Volga Resources, управляющем активами Тимченко, отказались сообщить, имеет ли бизнесмен отношение к НПЗ в Усть-Луге, отмечает издание.

Интерес предпринимателя к строительству НПЗ весьма логичен. К осени 2010 годва Gunvor должна запустить в Усть-Луге терминал по перевалке нефтепродуктов мощностью 20 млн т с возможностью увеличения до 30 млн т, говорит старший аналитик "Арбат Капитала" Виталий Громадин. И, естественно, трейдеру выгодно получать углеводороды со своего НПЗ. Тем более что конкурентов нет: программами по развитию транспортного комплекса России и схемой плана морского порта Усть-Луга создание нового НПЗ в регионе пока не предусмотрено.

Сейчас все мощности нефтепровода (50 млн т нефти в год) уже распределены: 38 млн т нефти должно пойти на экспорт, 12 млн т - на Киришский НПЗ "Сургутнефтегаза". Чтобы не снижать уже предусмотренные объемы поставок, для подключения нового завода придется увеличить пропускную способность трубы на 8,5 млн т.

В Минтрансе и "Транснефти" не смогли прокомментировать строительство нового НПЗ. В нефтяной компании отметили лишь, что техническая возможность расширения БТС-2 есть, но пока она не прорабатывается. Учитывая, что вся БТС-2 будет стоить 2-2,5 млрд долл., ее увеличение на 8,5 млн т обойдется в 300-500 млн долл., подсчитал Громадин.

Между тем, как передает ИА PortNews со ссылкой на заявление пресс-службы ОАО «АК «Транснефть», компании ничего неизвестно о планах строительства нефтеперерабатывающего завода в Усть-Луге. Как указано в заявлении, пересмотров технических параметров трубопровода в этой связи не планируется (на сегодняшний день сварено 700 км из 1000 км БТС-2).