В Ленинградской области теперь будет работать суперсовременная дорожная передвижная лаборатория. Дорожники надеются с ее помощью контролировать качество выполняемых подрядчиками работ не только в ширину, как раньше, но и в глубину.

Дорожную передвижную лабораторию нового поколения представили сегодня журналистам и компаниям-подрядчикам на выездном совещании с участником руководителей ГУ Ленавтодор и комитета по дорожному хозяйству Ленобласти. Представляет она собой микроавтобус "Фольксваген" со специальным измерительным и навигационным оборудованием. При выезде на дорогу четыре видеокамеры, расположенные спереди и сзади, фиксируют внешнее состояние дороги. Внизу у машины - ультразвуковая рейка, которая фиксирует дорожную колею, а датчик платформы определяет ровность покрытия. Другой прибор - героскоп - определяет крены, углы, радиусы поворотов на дороге. Специальный георадар, будто сканер, измеряет поперечный разрез дорожного полотна.

Как пояснил корреспонденту 47News начальник отдела качества и диагностики дорог ГУ "Ленавтодор" Андрей Малодушев, дорожники теперь могут "смотреть" вглубь дороги на 1,5 метра. По его словами, одну из главных проблем дорог области - скрытые дефекты - теперь можно будет ликвидировать практически на корню. Если в ходе строительных работ лабораторией будут выявлены какие либо недостатки, подрядчик будет обязан их исправить еще до момента сдачи проекта.

Все зафиксированные лабораторией данные выводятся на экран компьютера, который расположен в салоне микроавтобуса. С этими данными дорожники работают уже в стационарной лаборатории. "Происходит оцифровка полотна, создается некий прообраз дороги на компьютере и паспорт трассы. На основании этого мы решаем, есть ли нарушения при строительстве или ремонте. Информация сохраняется в гарантийном видеобанке", - рассказал корреспонденту 47 News директор ГУ "Ленавтодор" Анатолий Пужливый. По его словам, при использовании новой дорожной лаборатории, все дороги области можно паспортизовать за 1,5 года (речь идет о 9767 км).

К слову, передвижная дорожная лаборатория - для Ленобласти не новинка. Первая такая "машина" была закуплена еще в 1997 году, затем - еще одна. "Старая дорожная лаборатория не могла исполнять множество задач - например, следила только за ровностью покрытия и уклоном, а вглубь дороги мы не могли заглянуть, в результате чего и образовывалось множество скрытых дефектов. К тому же, для получения результатов необходимо было "прогонять" машину по одному участку несколько раз", - рассказал 47News Андрей Малодушев.

"Раньше мы действовали колхозными методами: практически на глаз измеряли множество показателей, и долгое время требовалось для их расшифровки. Теперь работа будет происходить так: утром выезжает дорожная лаборатория, к обеду все расшифровки уже будут у нас", - добавляет к этому Анатолий Пужливый.

Стоимость новой дорожной лаборатории - 9 млн рублей. Представители ремонтных компаний, присутствовавших на совещании, задались вопросом: оправдана ли трата таких средств во время кризиса. На это председатель постоянной комиссии по строительству областного ЗАКСа парировал: "Вспомните поговорку - "У нас нет денег, чтобы носить дешевые вещи". Мы заинтересованы в том, чтобы дороги строились качественно и содержались в хорошем состоянии, а не в том, чтобы тратить деньги на латание дыр", - сказал он.

Представитель регионального парламента также напомнил собравшимся о ситуации, которая сложилась после проведения аукционов по ремонту областных дорог в прошлом году. Тогда дорожному комитету удалось сэкономить средства при проведении аукционов на заключение госконтрактов на ремонт дорог на 30-40% - из-за большого количества организаций, желающих поучаствовать в ремонтных работах в Ленобласти. Но, как заметил Игорь Бойченко, минусов от этой ситуации пока больше, чем плюсов: "Многие подрядчики в 2009 году не смогли выполнить заявленных обещаний, работы более чем на 38 миллионов не были приняты, в арбитражном суде рассматриваются дела по расторжению контрактов. Повторять эту историю в 2010 году мы не намеренны", - заявил он. "Не случайно мы презентовали современную дорожную лабораторию до начала торгов - это своего рода предостережение: компании, идущие на конкурс, должны понимать, что примитивный визуальный контроль качества работ сменится на электронный", - добавил директор ГУ "Ленавтодор" Анатолий Пужливый.

К своим обязанностям дорожная лаборатория приступит на следующей неделе - после 20 мая, когда начнется сезонный ремонт дорог в области, и продолжит работу до ноября. В дорожном комитете планируют, что прослужит приобретение минимум 10 лет.

Качество ремонта областных дорог после 20 мая будет контролироать суперлаборатория на колесах Фото: Юлия Гильмшина