В День Победы, 9 мая, на станции Петрокрепость состоится открытие обелиска, который увековечит имена железнодорожников, обслуживающих первый паровоз, доставивший из Ленинграда на Большую землю отлитые стволы орудий.

Как сообщили 47News в пресс-службе ОЖД, в день 65-й годовщины Победы в Великой отечественной войне руководство Октябрьской железной дороги, дочерних зависимых обществ, дирекций, действующих на полигоне магистрали, ветераны – железнодорожники и молодые работники отрасли посетят памятные места, где проходила «Дорога жизни - дорога Победы».

На станции Петрокрепость участники торжественных мероприятий откроют обелиск, посвящённый памяти паровозной бригады, которая в феврале 1943 года работала на первом паровозе, доставившем из Ленинграда на Большую землю отлитые стволы орудий. Возложат венки к стеле «Стальной путь» и памятнику-паровозу.

Традиционно делегация железнодорожников отправится на станцию Ладожское озеро, где совместно с администрацией поселкового объединения Рахья и местными жителями проведут праздничный митинг на Кургане Славы. В честь великого праздника прозвучит оружейный салют, а в заключении в память о погибших героях, обслуживающих и строивших «Дорогу Жизни» на воды Ладожского озера будет спущен венок.

«Дорога Жизни – Дорога Победы» сыграла решающую роль в поддержке блокадного Ленинграде и в прорыве блокадного кольца. Вклад железнодорожников огромен, 90 % процентов грузов было доставлено в осаждённый город именно железнодорожным транспортом.

Станция Петрокрепость (с 1928 – 1952 гг. Шлиссельбург) одно из самых памятных мест для железнодорожников. За 17 дней была построена железная дорога от станции Шлиссельбург до станции Поляны, протяжённостью 33 км. Первый поезд с продовольствием пришёл в Ленинград 7 февраля 1943 года. Из города на Большую землю с первым паровозом пришёл состав с отлитыми стволами орудий для фронта.

Первый паровоз, который прошёл по участку Шлиссельбург – Поляны был изготовлен в 1932 году в городе Брянске. Две сменные паровозные бригады были подобраны из самых лучших машинистов, помощников машинистов, кочегаров, осуществлял командование ими по закону военного времени политрук.

Во время наступления фашистских войск 8 сентября 1941 года станция Шлиссельбург была полностью сожжена. Новое здание станции было отстроено к 50-летию Победы, когда станция уже носила название Петрокрепость, сейчас на втором этаже расположен музей «Дорога Жизни – Дорога Победы». В 1972 году там была установлена стела «Стальной путь», а в 1975 году паровоз.