"Жители самых малочисленных и отдаленных деревень Ленинградской области должны жить с комфортом, современно, цивилизованно. Поэтому сегодня наша задача - максимально приблизить к каждому жителю все необходимые услуги", - об этом написал Валерий Сердюков в своем интернет-блоге в первый день его создания. Это утверждение, по определению адресованное тем жителям области, которые имеют доступ к интернету, должно включать в себя и такое понятие, как покупки товаров в интернет-магазинах - услугу, ставшую привычной для миллионов россиян. 47News решил выяснить, дошла ли эта часть современной цивилизации до Ленобласти.

Удобством и комфортом при приобретении товаров жители области руководствоваться не привыкли. За крупными покупками они вынуждены отправляться в районные центры, да и там интересующие товары не всегда есть в наличии. Обилием гипермаркетов регион не избалован, в тех, что есть, ассортимент нельзя назвать широким. За специализированными товарами, будь то навигационное оборудование или научные книги, зачастую приходится ехать в Петербург.

Сервис электронных гипермаркетов для многих жителей области мог бы показаться удобным - ехать никуда не надо: все товары, от брелоков до мебели и предметов интерьера, можно купить, не отходя от компьютера. Цены в таких магазинах, как правило, ниже примерно на 20% по сравнению с "обычными". Если необходимого товара нет в каталоге одного интернет-магазина, можно обратиться к другому. Причем житель области может обнаружить в сетевых магазинах много полезного для своего хозяйства: растения и материала для сада, садовые машины, культиваторы, газонокосилки, биотуалеты, водонагреватели, увлажнители, очистители, запчасти для техники, инструменты, корма для животных, строительные материалы - все к его услугам.

Но экономить с помощью интернета время и деньги у жителей области пока не получается. Интернет-магазинов, работающих непосредственно в 47-м регионе, сегодня нет. Петербургские интернет-магазины парфюмерии, одежды, техники, заявляют о своей готовности работать с Ленинградской областью. Но по данным самих электронных супермаректов, доля заказов из Ленобласти составляет от 3 до 5 %.

По оценке работников петербургских интернет-магазинов, главное, что отпугивает жителей области от их услуг, - высокие цены на доставку товара. Так, средний тариф на перевоз товара от склада до пункта назначения, составляет от 35 до 40 рублей за каждый км от Санкт-Петербурга. К этому надо добавить среднюю цену за доставку товара по городу - 500 рублей. "Надо учитывать, что для потребителя иногда недопустим сам факт переплаты: если он видит, что лишь за дорогу придется заплатить 5 тысяч, то скорее откажется от заказа, чем задумается, есть ли итоговая выгода от покупки", - делится предположениями менеджер по продажам гипермаркета "Вмагазине" Виктория Иванова. "Клиенты из Ленобласти к нам обращаются в основном при необходимости выбрать марку и модель товара, объясняя покупку отсутствием того или иного вида продукции в местных магазинах", - добавляет она.

Пойти на уступки и снизить цены на доставку интернет-магазины не спешат. По словам менеджера одного из них, рентабельность электронного супермаркета и так нельзя назвать высокой - из-за низких наценок на товар. "Чтобы окупить поставку товара на большое расстояние, необходимо везти большую партию, около 100 единиц. Таких заказов из области еще не поступало", - поясняет он.

Решением проблемы могут оказаться пункты самовывоза товаров, если они будут располагаться на территории Ленинградской области. Выгода такой покупки в том, что товар приобретается по цене интернет-магазина, но при этом покупатель забирает товар из ближайшего крупного населенного пункта, а не из Петерубрга. "Мы открыли два пункта выдачи товара в Выборге и Сосновом Бору. Жителям Ленинградской области, конечно, удобнее доехать до этих пунктов и организовать доставку до дома, чем оплачивать транспортировку из Санкт-Петербурга", - рассказывает менеджер по рекламе и маркетингу электронного гипермаркета "Закажи" Оксана Столяренко. К примеру, сотовый телефон Nokia 6700 в электронном гипермаркете "Закажи" стоит около 9 тысяч рублей. В магазинах Выборга, к примеру, стоимость той же модели составляет на 3 тысячи больше: в выборгском салоне мобильной связи "Sms" телефон обойдется около 12 тысяч, столько же - в местных филиалах крупных сетей "Ультра", "Диксис", "Эльдорадо".

Пункты выдачи, помимо «Закажи», есть также у интернет-магазина "Юлмарт" - в Выборге, Колпине и Петергофе, и у "Топ-книги" - в Бокситогорске, Выборге, Кингисеппе, Киришах, Сланцах.

Открытие пунктов самовывоза - большой шаг интернет-магазинов в сторону Ленобласти. Но говорить о тенденции пока не приходится. "Далеко не все интернет-магазины могут позволить себе наличие пункта самовывоза - надо учитывать расходы на его содержание. Вот мы такой пункт открыть пока не сможем", - комментирует Виктория Иванова из "Вмагазине". По признанию менеджеров других магазинов, открывают точки самовывоза прежде всего оптовики, которые везут товар не только в этот пункт, но еще и в розничные магазины, "заодно". А те магазины, которые уже имеют пункты самовывоза в области, продолжать их открытие в других районах пока не видят необходимости.

По мнению работающих в отрасли интернет-торговли, проблема с доставкой и ее стоимостью актуальна только для крупногабаритных товаров. В одном из магазинов нам прямо так и сказали: "Какая проблема, что вы в области живете? Мы пришлем курьера, либо отправим по почте". Действительно, есть множество видов товаров, при доставке которых можно обратиться к услугам курьерских служб или почте. Так, заказать себе в посылке радиотелефон, будет стоить около 350 рублей, в то время как его рыночная цена в областном магазине может отличаться на тысячу рублей и больше. То же самое и с другими товарами - парфюмерией, косметикой, книгами, часами и т.д. При покупке в интернет-магазинах некоторых других видов товара, заказать надо на минимальную сумму - тогда доставка будет включена в стоимость.

Продавцы в магазинах, торгующих мало-мальски уникальным товаром, вообще ставят проблему доставки на второй план. "У нас специализированный товар - навигационное оборудование, лазерные дальномеры. Услуга по доставке любого товара по любому адресу Ленинградской области с курьером обойдется в 600-900 рублей. Возможно, это не так уж и дешево. Но мы рассчитываем на определенный круг покупателей, для которых цена имеет скорее второстепенное значение. Если человек давно искал тот или иной аппарат и нашел в нашем магазине, то и стоимость доставки он оплатит", - уверен сотрудник компании JJ-connect.

Дальше всех в плане оперативности пошли интернет-магазины, продающие программное обеспечение. "Если не хотите заказывать курьерские услуги, мы можем поступить проще: после оплаты нужной программы, мы закачиваем ее на наш сервер и выдаем Вам код", - поделилась опытом менеджер магазина "Top-plan".

По словам менеджеров интернет-магазинов, спрос из Ленобласти действительно небольшой, даже на "специализированные" для области товары. По признанию представителей последних, им гораздо выгоднее работать с розничными сетями области, чем с ее жителями.

"В области еще не сложилась культура пользования интернет-магазинами. Пока нет спроса, компаниям, занимающимся интернет-торговлей, невыгодно развивать свою деятельность на территории Ленинградской области. Низкая плотность населения, большие расстояния - на сегодняшний день эти факторы делают нерентабельным такой бизнес. Кто у нас пользуется интернетом? Молодежь в городских поселениях. Они заказывают бытовую технику, книги. В сельской местности о всеобщем доступе в интернет говорить пока рано, поэтому аграрную продукцию, сельхозтехнику в интернет-магазинах не покупают, жителям легче приобрести их "по старинке", - поделилась рассуждениями заместитель председателя областного комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Людмила Темразян. "Мы понимаем всю перспективность данного направления, и у нас есть надежда, что благодаря планомерному развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в регионе, интернет-торговля будет развиваться", - добавляет она.

Впрочем, кроме выражения надежд и оптимизма, каких бы то ни было действий по развитию интернет-магазинов от чиновников пока не видно. Сами интернет-магазины предпочитают воздерживаться от радужных перспектив: "Чтобы открыть магазин, работающий в Ленинградской области, нужно большое время: необходимо проводить рекламные кампании, маркетинговые исследования. Ситуация с интернет-магазинами в Ленинградской области безусловно изменится с течением времени, но это не дело ближайшей перспективы, а 3-4 лет", - резюмирует представитель одного из интернет-магазинов.

Юлия Гильмшина, 47News