В минувшие пятницу и субботу Россия и Финляндия отметили 150-летие Сайменского канала, соединяющего финское озеро Сайма с Финским заливом.


Пятничная программа включала в себя открытие новой автодороги между пунктами пропуска «Брусничное» и «Нуйямаа». Сама поездка к финской границе выдалась для питерских журналистов весьма занимательной. Как только автобус выехал из Питера, сопровождавший прессу офицер погранслужбы ФСБ принялся объяснять правила поведения  на границе. Правда, иностранными шпионами нас никто не пугал. Однако было строго-настрого запрещено фотографировать российских пограничников, а уж тем более, Боже упаси, приставать к ним с какими-либо вопросами. Хотя представители четвертой власти вовсе и не планировали расспрашивать людей в зеленых фуражках. Их куда больше интересовал, к примеру, министр транспорта Игорь Левитин - в частности, его отношению к вопросу пересмотра условий аренды канала финской стороной. Ведь, как известно, сумма, за которую в 1963 году Советский Союз отдал канал финнам на 50 лет, по нынешним меркам является просто смехотворной.


При въезде в погранзону журналистам пришлось зачем-то сдать свои российские паспорта. Для чего понадобилась подобная мера, осталось тайной. Вскоре со стороны Нуйямаа на пограничный переход прибыл отряд финских пограничников и таможенников в сопровождении военного оркестра. Следом за ним подъехал и автобус с финскими журналистами, которые, встав со своей стороны демаркационной линии, принялись бойко снимать российских сотрудников погранслужбы. Получилась парадоксальная ситуация, когда россияне могли свободно фотографировать финских стражей границы, а финны в свою очередь преспокойно снимали наших пограничников.


Как всегда бывает на подобных мероприятиях, в речах официальных лиц было много слов о развитии добрососедских отношений с Евросоюзом в целом, и с Финляндией в частности. Но, к сожалению, так ничего не было сказано об упрощении визового режима между ЕС и Россией, а уж тем более о возможности безвизовых поездок для финских граждан и соответственно граждан России, живущих в приграничных регионах. Что же касается Сайменского канала, то из слов министра транспорта РФ Игоря Левитина, можно сделать вывод, что вряд ли финны расстанутся с ним и после 2013 года. Хотя пересмотр цены аренды действительно обсуждается уже сегодня.


Второй день празднования юбилея Сайменского канала испортил дождь, начавшийся точно как по заказу к началу церемонии в Выборгском замке. Из-за этого все мероприятие оказалось скомканным. После кратких приветственных речей министра транспорта России Игоря Левитина, его финской коллеги Сусанны Хуовинен и комиссара Евросоюза Жака Барро участники празднования перешли к неофициальной части.


Под стенами древней крепости перед гостями выступили с показательными боями на мечах и топорах члены петербургских военно-исторических клубов «Невская дружина» и «Ливонский орден». Тут же рядом одетые в средневековые костюмы музыканты исполняли старинные западноевропейские мелодии. А на вертеле, совсем как в фильмах о рыцарях и крестовых походах, жарилась огромная свиная туша. Словом, если бы не непогода, то можно было бы сказать, что праздник удался.


Интересно отметить, что когда 150 лет назад в Выборгском замке отмечали начало строительства водной артерии, дело закончилось грандиозным пожаром. В этот раз все обошлось благополучно.


Владислав Гольянов