8-9 сентября 2006 года отмечается 150-летие Сайменского канала, к юбилею которого проведены дноуглубительные работы, открывается новая автодорога к пункту пограничного пропуска «Брусничное», обеспечивающего сообщение России и Европейского Союза.


Сайменский канал был открыт в день коронации императора Александра II и до сегодняшнего дня успешно работает, соединяя крупнейшее в Финляндии озеро Саймаа с Финским заливом.


Сайменский канал - памятник российской истории. Впервые соединить финское  озеро и залив, чтобы сократить путь и получить возможность охватить водным сообщением самые отдаленные чухонские деревни, намеревались в царствование Екатерины II. Но тогда решение было отложено из-за планируемых высоких расходов казны на другие нужды, и только Николай I подписал прошение о начале строительства.


В результате проложили уникальное гидротехническое сооружение, соединившее Россию и Финляндию. Общая протяженность канала - 43 км, из них около 20 км проходит по территории России в закрытой пограничной зоне. Управляет всеми сооружениями финская сторона: по договору СССР и Финляндии, подписанному в 1963 году на 50 лет,  финны являются арендаторами и отвечают за прохождение судов, работу всех сооружений. Над водной трассой расположены семь подъемных и шесть неразводных мостов, из восьми шлюзов пять находятся на российской стороне. Дежурят на них финские специалисты, они же и ответственны за благоустройство территории и решение других вопросов - вплоть до установки автодорожных знаков.


Со стороны Российской Федерации контролем за соблюдением договора аренды, координацией с Министерством транспорта и другими вопросами занимается ФГУ «Сайменский канал», руководитель которого Валерий Астапенко является одним из опытнейших специалистов в своей отрасли. Его должность - стратегическая, и она предусматривает не только техническую, но и дипломатическую работу.


Как сообщили корреспонденту «47News» в пресс-службе губернатора Ленинградской области, сейчас - в преддверии юбилея - на канале проведены дноуглубительные работы, что снизило простой судов в ожидании шлюзования. Решаются и другие вопросы, но одной из главных тем остается перспектива канала - в 2013 году заканчивается аренда, и должно быть принято решение по дальнейшему управлению этой артерией. Условия аренды должны меняться: Финляндия сейчас член ЕС, СССР больше не существует. Министерство транспорта ведет на этот счет переговоры с финскими партнерами.


Тем временем, именно через Ленинградскую область проходит самая крупная в России граница с Евросоюзом. Пункты пропуска «Брусничное», «Торфяновка», «Светогорск», вместе с Сайменским каналом обеспечивают области ключевую роль в перевалке грузов и проезд пассажиров из России и Евросоюз и обратно.


По статистике, через Ленобласть ежегодно на 20% возрастает объем перевозки грузов и пассажиров, следующих из России в Европу, причем, в структуре грузов сегодня первое место занимают продукты нефтепереработки, металл и стальные конструкции, в 2 раза за год вырос объем перевалки из России за рубеж изделий из древесины и бумаги, что говорит о снижении экспорта «кругляка» и увеличении масштабов собственной переработки.


Для бесперебойного обеспечения сообщения между Россией и Финляндией, снижения времени ожидания и создания условий отдыха 8 сентября на пункте пропуска "Брусничное" открывается новая дорога, ведущая из России в Европу. Генеральный подрядчик, компания "Рощинодорстрой", по новейшим технологиям уложила асфальт, не имеющий аналогов в России и отвечающий самым высоким гарантиям качества.


В церемонии открытия трассы, 8 сентября в 9:00, примут участие губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков, министр транспорта России Игорь Левитин, глава Минтранса Финляндии Сусанна Хуовинен.