Один из крупнейших строительных бизнесменов Петербурга и Ленобласти, глава «Ассоциации по сносу зданий» Игорь Тупальский обвиняется в организации убийства бывшей владелицы крупного бизнеса, связанного с переработкой отходов в Ленинградской области, Оксаны Ледневой. Об этом «Тайному советнику» сообщили в Следственном управлении СКП РФ по Ленобласти.
По версии следствия, исполнителем этого и еще трех убийств является бывший призер Кубка Москвы по пауэрлифтингу Денис Смелков. 9 июня 2008 года дело Оксаны Ледневой было объединено в одно производство с резонансным бандитским уголовным делом так называемой «группы Уракчеева».
Александра Уракчеева (в Приозерском районе Ленобласти он известен как Саша-Татарин) и еще семерых человек обвиняют в бандитизме и в серии убийств. Причем некоторые из них совершены примерно так же, как убийство Оксаны Ледневой. В телах жертв обнаруживали пули от пистолета «браунинг», а сами ранения имели большой разброс - складывалось впечатление, что преступнику что-то мешало вести прицельный огонь.
Сегодня в совершении четырех убийств, включая расстрел Оксаны Ледневой, обвиняют бывшего призера Кубка Москвы и экс-чемпиона Ленобласти по пауэрлифтингу Дениса Смелкова. Говорят, у Дениса в детстве была травма указательного пальца правой руки - в этом, видимо, и крылась причина столь некучной стрельбы.
Следствие полагает, что Смелков организовал и совершил убийство Ледневой по просьбе Игоря Тупальского, заплатившего ему за это крупное вознаграждение.
Любопытный момент: по словам людей, близко знавших покойную, она редко сама управляла машиной. У нее был водитель - тесть Игоря Тупальского. Но в день убийства он отпросился, именно поэтому Оксана Леднева оказалась в машине одна...
Курортные киллеры
Оксану Ледневу убили 19 июля 2005 года около 13.00 в поселке Рощино Выборгского района Ленобласти. Джип, на котором ехала Оксана, остановили два человека, одетые в милицейскую форму. Попросили предъявить документы и, убедившись, что за рулем именно Леднева, четырежды выстрелили женщине в грудь и в голову. Все произошло на глазах многочисленных свидетелей.
Оксана Леднева контролировала крупный бизнес по размещению бытовых и строительных отходов на территории Ленобласти. Связанные с ней компании оказывали полный спектр услуг по получению многочисленных экологических разрешений, необходимых всем строительным фирмам, в результате деятельности которых обязательно образуются отходы. Учитывая, что на рынке строительных отходов крутятся огромные деньги, на тот момент казалось, что пули могли прилететь откуда угодно. Наверное, поэтому убийство Ледневой долго оставалось «глухарем» - преступники не оставили никаких следов, кроме пуль от пистолета «браунинг». Еще обращал на себя внимание стиль киллера: преступник выстрелил в Оксану Ледневу четыре раза с очень плохой кучностью стрельбы. При том, что стрелял почти в упор. Позже именно этот нюанс позволил сыщикам раскрыть преступление. Но «свет в конце тоннеля» забрезжил в начале 2007 года. Благодаря совсем другой криминальной истории.
Просто рейдеры
Тогда в Петербурге произошел очередной скандал, в центре которого оказалось ООО «Ассоциация по сносу зданий». Это предприятие на тот момент имело отношение к таким грандиозным строительным проектам, как снос стадиона имени Кирова и подготовка площадки под «Охта центр».
В начале 2007 года друг семьи Ледневых бизнесмен Андрей Чекушов фактически обвинил главу «Ассоциации по сносу зданий» Игоря Тупальского в захвате «Ассоциации». Речь шла о внесении изменений в учредительные документы компании, благодаря чему 50 процентов долей ООО, принадлежавших Андрею Чекушову, перешли Тупальскому, а сама компания стала подконтрольной ООО «Холдинговая компания «Ассоциация по сносу зданий», возглавляемому тем же Тупальским.
Вот что рассказал по этому поводу Андрей Чекушов:
- Я - друг семьи Ледневых. В 2004 году Оксана попросила меня стать номинальным владельцем этих долей. Я согласился. Владельцем других 50 процентов долей была, насколько я понимаю, жена Игоря Тупальского. В то время я в дела «Ассоциации» не вникал, потому что мое участие в данной фирме было чисто номинальным - Оксана и Борис Ледневы доверяли мне. Реально делами компании занимались Леднева и Тупальский.
- Но ведь Оксану Ледневу убили!
- Да. И однажды мне стало известно о том, что записанные на меня доли в «Ассоциации по сносу зданий» буквально через несколько дней после гибели Оксаны оказались переписаны на Игоря Тупальского.
- То есть это было сделано без вашего ведома?
- Ни до гибели Оксаны, ни после я не совершал никаких действий с долями ООО «Ассоциация по сносу зданий».
- А у Ледневой с Тупальским какие были отношения?
- Незадолго до гибели Оксаны между ней и Тупальским произошел конфликт. Мне не известны причины, но я в какой-то момент узнал, что кабинет, который готовился в офисе Оксаны для Тупальского, получил другое предназначение, а про Тупальского Оксана просто перестала говорить. Тогда я понял: произошло что-то, из-за чего они больше не общаются…
Добавим, что официальное заявление в милицию по поводу захвата долей Андрей Чекушов не писал, хотя правоохранительным органам на тот момент об этой ситуации было прекрасно известно.
Игорь Тупальский сказал тогда нам, что никакого рейдерского захвата не было, а все адресованные ему обвинения связаны с некими конкурентами. Он не исключил при этом происков со стороны мужа погибшей, Бориса Леднева.
Следователь прокуратуры Ленобласти (Следственного комитета тогда еще не было), в производстве у которого находилось уголовное дело об убийстве Ледневой, тогда не счел возможным предъявить Тупальскому процессуальные претензии. Самого по себе факта странной смены собственника ООО «Ассоциация по сносу зданий» для этого оказалось не достаточно.
Самый гуманный судья
Особого внимания в этой истории достоин судья Выборгского городского суда Ленобласти Трихлеб. 22 июля прошлого года он принял беспрецедентное, фантастически гуманное решение: отказал следователю Следственного отдела по Ленобласти СКП России в аресте Игоря Тупальского.
Надо полагать, это первый случай, когда суд избрал меру пресечения, не связанную с лишением свободы, человеку, подозреваемому в убийстве, совершенном группой лиц по предварительному сговору из корыстных побуждений (УК за такое преступление предусматривает наказание вплоть до пожизненного заключения).
Судья Трихлеб отпустил Тупальского под залог в 2,3 миллиона рублей. Свое решение он мотивировал очень просто: дескать, убийство Оксаны Ледневой было совершено четыре года назад, Тупальскому стало известно о том, что он проверяется на причастность к совершению этого преступления, примерно полгода назад - и за все это время он не пытался воздействовать на свидетелей, скрыться от следствия или уничтожить вещдоки. К тому же он несудим, имеет двух малолетних детей, «постоянное место жительства и работы, где характеризуется положительно».
«Суд считает, что одна тяжесть имеющихся подозрений не может являться основанием для столь жесткой меры пресечения, как заключение под стражу», - сделал вывод судья Трихлеб, отпуская Тупальского под залог.
Можно предположить, что в конкурсе «Самый гуманный судья России» господин Трихлеб занял бы первое место.
Константин Шмелёв
Публикуется с сокращениями. Полностью материал опубликован в еженедельнике "Ваш тайный советник" 22 февраля 2010 года