Школьная форма снова становится притчей во языцех. Более 10 лет прошло с тех пор, как в России ее отменили официально. Но в последнее время администрации учебных заведений хотят видеть своих учеников в одинаковой одежде. Поэтому, несмотря на то, что вопрос о введении формы каждая школа решает индивидуально, большинство учеников образовательных учреждений начнут учебный год в школьной форме.

 

Министерство образования не настаивает на введении школьной формы. В прошлом году чиновники ограничились тем, что рекомендовали деловой стиль для учащихся. Несмотря на столь гибкую позицию функционеров от образования, форму в школах вводят "добровольно - обязательно".

 

Единства мнений по поводу школьной формы не наблюдается. Взрослые в один голос утверждают, что дети сами решают, нужна форма или нет. Кое-где действительно ограничиваются строгими костюмами в деловом стиле, а фирму, магазин и фасон дети выбирают сами. Так, Наталья Самойлова, завуч начальных классов школы N110 уверяет, что введение школьной формы в старших классах было "решением детей". Ученики начальных же классов в этой школе одеваются одинаково. В школу приходят специалисты, снимают мерки и шьют костюмчики по размеру.

 

А что делать родителям в конце учебного года, когда ребенок уже подрос, и форма стала мала? В неприятную ситуацию попадают и родители 11-классников. В последний год обучения некоторым приходится покупать одежду, которая через 12 месяцев попросту будет не нужна. Фасоны "здравствуй совок" тоже не радуют, да и качество часто оставляет желать лучшего. Куцые пиджаки, чаще всего зеленого цвета, скрывают фигуры школьников. Шотландские расцветки (в Петербургских школах почему-то предпочитают клетчатые ткани) хоть и практичны, не вызывают особого энтузиазма у учеников. Некоторые поставщики одежды для школы придумывают даже шапочки в тон форме. Несмотря на все старания портных, рукава разной длины, часто школьная форма рвется прямо на детях.

 

Психологи не имеют однозначного мнения по поводу школьной формы. Алевтина Карбасова, детский психолог, считает, что школьная форма действительно дисциплинирует учеников, позволяет обойти "острые углы" вроде торчащего из девчоночьих джинсов нижнего белья. Да и в советское время форма для детей была признаком взросления. Одеваясь как все, ребенок понимал – он теперь взрослый. Однако эта своего рода уравниловка может и "убить" индивидуальность ребенка. Правда, у формы есть один несомненный плюс – подростки, скорее всего, не обзаведутся очередным комплексом неполноценности из-за недостаточно красивой и дорогой одежды, а для родителей она решит проблему – в чем вести ребенка в школу.

 

В июле этого года ВЦИОМ провел исследование, в ходе которого выяснилось, что 64% россиян считают, что в школах следует вводить форму одежды. Доля тех, кто придерживается противоположной точки зрения, вдвое меньше - 31%. Чаще всего за введение школьной формы выступают женщины - 77%, из них 39% считают, что "безусловно следует" ее вести. Существенно выделяется позиция в отношении школьной формы молодых респондентов 18-24 лет, среди которых преобладает отрицательное отношение к ее введению - половина опрошенных этой группы (51%) против, тогда как "за" - лишь треть 38%.

 

История школьной формы в России начинается еще с 1834 года. Тогда был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. Но форма была введена лишь для мальчиков. Ее фасон менялся четыре раза – в 1855, 1868, 1896 и 1913 годах. А в 1896 году было утверждено положение о гимназической форме для девочек. Гимназический и студенческий мундиры входили в систему всех гражданских мундиров Российской империи, отличались изысканной простотой и являлись отличительным признаком принадлежности к высшему обществу.

 

В 1918 году декрет "О единой школе" отменил форму учащихся, признав ее наследием царско-полицейского режима. А в 1949 году форму вновь ввели. Мальчиков одели в военные гимнастерки с воротником-стоечкой, а девочек - в коричневые шерстяные женские платья с черным передником. В 1962 году были сделаны некоторые изменения: форма мальчиков превратилась в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах. После 1973 года ученики стали носить синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и алюминиевыми пуговицами, а ученицы - юбку и жакет из той же синей полушерстяной ткани.

 

В 1988 году в порядке эксперимента некоторым школам было разрешено отказаться от ношения формы, а через 4 года она была официально отменена во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, согласно закону "Об образовании". Исключение тогда составили учебные заведения, находящиеся в ведении военно-морского управления. Кадеты и курсанты различных военных училищ всегда ходили в форме.

 

В 80-х годах XX века в США состоялись первые попытки введения школьной формы в учебных заведениях неблагополучных районов. Чиновников беспокоило социальное неравенство детей. На сегодняшний день во всех школах штата Филадельфия форма обязательна. Считается, что она делает жизнь детей безопаснее, улучшает дисциплину и снижает конкуренцию.

 

Великобритания не зря славится как одна из самых консервативных стран. Здесь до сих пор верны традиции одевать учащихся в классический костюм. Кембридж и Оксфорд известны всему миру как сторонники обязательной формы для учащихся, которая, в свою очередь, является особым отличительным знаком от всех прочих учебных заведений.

 

В Италии, напротив, не существует обязательной школьной одежды, однако во многих школах активно выступают за ее введение. По мнению учителей, она способна мотивировать учеников к более старательному обучению.

 

Во Франции ученическая форма была отменена в 1986 году. Но взрослые все же решили, что без формы никак, и хотят в качестве эксперимента одеть учеников некоторых школ в одинаковую одежду.

 

Интересно, что в Японии школьная форма считается образцом подростковой моды. Совсем недавно она была символом строгого контроля и подавления детской индивидуальности, а сейчас школы приглашают к сотрудничеству японских модельеров для создания более эффектных моделей для мальчиков и девочек.

 

Мария Цыганкова