Российское правительство предлагает ввести уголовное наказание за блокировку автомобильных и железнодорожных трасс. По официальной версии, законопроект, предусматривающий эту поправку, внесен в Госдуму после случившейся катастрофы «Невского экспресса». Наблюдатели, однако, полагают, что это изменение направлено, в первую очередь, на то, чтобы не поощрять население выражать свой социальный протест столь радикальным образом.

В последние дни декабря российское правительство внесло в Госдуму законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с обеспечением безопасности на транспорте», который предусматривает поправки к Уголовному кодексу и другим законам. Как сообщает ряд СМИ, по официальной версии, таким образом власти отреагировали на последствия катастрофы «Невского экспресса».

Однако, пожалуй, самой интересной поправкой в законодательстве о безопасности на транспорте станет появление вида уголовного наказания - за «блокирование транспортных магистралей». Правительство предлагает наказывать не за какие-либо последствия при перекрытии движения, а по факту «блокирования транспортных коммуникаций». То есть, в соответствии с предлагаемыми изменениями, любого участника блокировки автомобильного и железнодорожного движения можно будет оштрафовать на 100 тысяч рублей, которые он обязан будет выплатить за шесть месяцев, либо вовсе посадить в тюрьму на два года.

В прошлом году отчаявшиеся жители Ленинградской области не раз выходили на дороги. Самой запомнившейся и яркой акцией с перекрытием трассы в Ленобласти стала блокировка движения на дороге Новая Ладога - Вологда в июне 2009 года. Тогда на федеральную трассу вышло несколько сотен жителей города Пикалево, таким образом еще раз обратив внимание на проблемы с градообразующими предприятиями города. Движение было заблокировано около шести часов, при этом образовалась многокилометровая пробка. Акция показала свою эффективность - именно с этого момента на проблемы Пикалево обратили внимание федеральные власти.

В сентябре 2009 года жители Ленобласти вновь перекрыли федеральную трассу, на этот раз еще более оживленную - «Петербург-Москва». Причиной этому стало недовольство жителей небольшого «придорожного» поселка Ушаки Тосненского района - люди потребовали от властей установить на трассе светофор. Впрочем, повод для этого требования был весомым - незадолго до этого митинга на этом участке дороги под колеса грузовика попали четверо детей. Через некоторое время требования были выполнены, однако жители Ушаков вновь пригрозили перекрыть трассу, о чем заранее уведомили областных чиновников. Уже в декабре люди вышли на обочину дороги, чтобы потребовать еще один светофор.

Из-за перебоев в электроснабжении в начале декабря Токсовское шоссе перекрыли жители пяти многоэтажных домов поселка Мурино Всеволожского района. Их акция длилась около получаса, после чего люди ожидали решения своих коммунальных проблем на обочине дороги.

В 2008 году в области прошло два крупных пикета на дорогах, поводом для которых стало плачевное состояние этих самых дорог. Сначала перекрытие трассы прошло в городе Светогорске Выборгского района. Буквально через неделю акцию провели всеволожские водители, одновременно блокировав движение во Всеволожске, поселке им. Морозова и Невской Дубровке. Позиция была та же - водители требовали качественного ремонта дорог.

Безусловно, все эти акции, где организаторами был предусмотрен выход на трассу, проходили без согласования с властями. Иначе митинги попросту бы не состоялись. Однако все вышеперечисленные пикеты посещали местные и даже областные чиновники, дабы успокоить население. Стоит отметить, что во всех случаях назревшие у людей проблемы решались буквально в считанные дни. В Пикалево через два дня после перекрытия трассы приехал председатель российского правительства Владимир Путин и на несколько месяцев решил проблемы градообразующих заводов, жителям Ушаков пообещали второй светофор и надземные пешеходные переходы, в Мурино коммунальная авария была оперативно устранена, а жители Светогорска добились и ремонта трассы и смены ее статуса с регионального на федеральный.

«В нашем случае выход на трассу был крайней мерой, потому что не было никакой реакции на нашу проблему, сколько бы мы не проводили митингов, встреч и сколько бы ни побуждали власти решить вопрос с остановкой предприятий. И тогда люди шли на трассу, зная, что за это может грозить административная ответственность», - рассказала 47News лидер профсоюза «БазэлЦемент-Пикалево» Светлана Антропова. Впрочем, к предложенным российским правительством изменениями в законодательстве Антропова относится неодобрительно. «Такой жесткой меры, как уголовная ответственность, можно избежать. Эти поправки будут не нужны, если власти всех уровней будут своевременно реагировать на проблемы, а не доводить людей до отчаяния», - считает профсоюзный лидер.

В комитете по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленобласти предлагаемые поправки к законодательным актам, касающимся безопасности на транспорте, еще не рассматривали. Однако в ведомстве считают, что не за все «отчаянные выходы» на дорогу нужно наказывать. «Если люди выходят на трассу, как в Ушаках - это одно, там проблема касалась именно этой дороги, где погиб ребенок. А если как в Пикалёво, где жители жаловались на то, что у них нет работы - это не имеет отношения к самой транспортной инфраструктуре. Водители не должны быть заложниками тех неурядиц, которые происходят в населенных пунктах. Я считаю, за то, что люди в Ушаках отчаявшись, вышли на трассу, наказывать нельзя. Это была наша недоработка, касающаяся безопасности», - прокомментировал 47News первый заместитель председателя комитета по транспорту Николай Янченко.

Так или иначе, в Ленинградской области ни один выход на трассу не был связан ни с угрозой терроризма, ни даже с обычным хулиганством. Во всех случаях власти имели дело с доведенными до отчаяния людьми, которые воспользовались пусть радикальным, но вполне эффективным способом заставить местных чиновников реагировать на их беды. Под угрозой уголовного наказания можно, конечно, лишить людей и такой возможности обратить на себя внимание. Только власти должны помнить, что запрет на акции социального протеста создают лишь иллюзию благополучия, но не способствуют благополучному разрешению накопившихся проблем.

Людмила Петрова, 47News