Долгожданный Северо-Европейский газопровод (СЕГ), на который российское правительство возлагает большие надежды, опять вызвал нарекания соседних государств. Это не первый протест стран Балтийского региона. Газопровод ухудшит экологию, говорят эксперты, а также будет мешать отдыхающим, заявляет шведское правительство. Тем временем СЕГ продолжают строить.


Напомним, что СЕГ планируется проложить по дну Балтийского моря. Он соединит балтийское побережье России под Выборгом с балтийским берегом Германии в районе Грайфсвальда. Длина трубопровода - 1200 километров. Суммарные инвестиции в проект составят от 4 до 5 миллиардов евро. Газопровод пустят в 2010 году. Он должен позволить российскому газу «выйти» на рынок Северо-Западной Европы, на котором РФ не представлена.


Волнения вызваны заявлением премьер-министра Швеции Йорана Персон о том, что строительство СЕГ может причинить ущерб экологии Балтийского моря. Министр ссылается на то, что при прокладке такого крупного трубопровода можно потревожить донные отложения, где десятилетиями копились мины времен Великой отечественной войны и другие отравляющие вещества. По его мнению, это вдобавок к остальным проблемам Балтийского моря может в итоге спровоцировать экологический кризис.


Другая версия того, почему шведского премьер-министра не устраивает перспектива строительства этого сооружения – газопровод должен пройти вблизи острова Готланд, который является основным местом отдыха для политической и экономической элиты Швеции. В частности, с острова будет видна одна из массивных промышленных построек, а это, возможно, испортит весь «пейзаж» для глаз «избранных» туристов.


Правда, некоторые аналитики связывают заявления премьер-министра с приближающимися выборами, которые должны пройти в Швеции меньше чем через месяц. В консульстве Швеции корреспонденту «Фонтанки» сказали, что проект строительства СЕГа не имеет особой ценности для страны, потому что в Швеции есть стратегия, которая ограничивает использование невозобновляемых источников энергии, в том числе газа.


Однако и петербургские экологи бьют тревогу. Они недовольны особенно той частью проекта строительства, которая касается прокладки труб по суше. Как заявил корреспонденту «Фонтанки» председатель петербургского отделения «Международного Зеленого креста» Юрий Шевчук, это повредит лесам – поскольку придется вырубать много деревьев, соответственно плохо будет и зверям, и птицам.


«В общем-то, против нефтепровода можно было бы и не возражать. Если по трубе идет нефть – это значит, что Нева загрязняться не будет – по ней не будут ходить танкеры. А вот с газопроводом совсем другая история. Он вряд ли принесет какую-либо прибыль и пользу для нашей страны, он только угрожает химическим взрывом в море», - отметил Юрий Шевчук.


Но и это еще не все. Напомним, что сразу же после заключения в сентябре 2005 года между Россией и Германией соглашения о строительстве СЕГ, страны Балтии и Польша выступили против осуществления этого проекта. Польский Сейм принял заявление, в котором говорится, что германско-российское соглашение о строительстве газопровода «угрожает безопасности и независимости Польши». Премьер-министр Латвии Айгарс Калвитис заявил, что планируемое строительство «не отвечает единой энергетической политике ЕС».


25-26 ноября 2005 года, как пишет газета «Дело», в Таллине состоялась сессия президиума Балтийской ассамблеи. Парламентарии Литвы, Латвии, Эстонии и Польши приняли резолюцию, требующую от России и Германии учесть их экологические и экономические интересы. В резолюции предлагается обратить особое внимание и оценить проект СЕГ на предмет его соответствия международным договорам по защите Балтийского моря, а также правовым актам, действующим в Евросоюзе.


Тем временем, в прошлом году в Вологодской области уже был сварен первый стык наземной части СЕГ. В торжественной церемонии приняли участие премьер-министр РФ Михаил Фрадков, министр экономики Германии Михаэль Глос, глава Газпрома Алексей Миллер, губернаторы Вологодской и Ленинградской областей.


Пресс-секретарь «North European Gas Pipeline Company» (NEGP) Ирина Васильева заявила корреспонденту «Фонтанки», что маршрут Северо-Европейского газопровода спланирован так, что он не пересекает места захоронений вооружений времен Второй мировой войны, при этом территория будет тщательно исследована до начала прокладки.


«Исследования, проводившиеся еще в 1997-1999 годах, рассматривали несколько альтернативных маршрутов. Предложенный вариант был определен как наиболее оптимальный. Множество существующих морских газопроводов в мире, в том числе и в Европе, - тысячи километров работающих и строящихся подводных линий - свидетельствуют, что подводные газопроводы имеют целый ряд преимуществ по сравнению с наземными. В проектировании, строительстве и эксплуатации СЕГ мы, безусловно, намерены учитывать все вопросы экологии и правовые требования как международного, так и национального законодательства, равно как и наши собственные стандарты и признанные во всем мире методы ведения работ», - пообещала Ирина Васильева.


Рената Горошкова,