Северо-Западная транспортная прокуратура активно использует полномочия для защиты прав субъектов предпринимательской деятельности. Целью наделения прокуратуры данными функциями явилась защита предпринимателей от излишнего административного воздействия и от злоупотреблений со стороны органов государственного контроля.

Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» органам прокуратуры предоставлены полномочия по согласованию проведения внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства и по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.

Северо-Западная транспортная прокуратура с первых дней начала действия закона активно включилась в работу по выполнению новых задач, несмотря на то, что на основные сферы надзорной деятельности транспортной прокуратуры требования закона не распространялись.

Как сообщили корреспонденту 47News в пресс-службе Северо-Западной транспортной прокуратуры, анализ заявлений контролирующих органов о согласовании проведения внеплановых проверок показал, что основания для проведения почти половины из них отсутствовали, в связи с чем на заявления об их проведении дан отказ.

Так, поступление в контролирующий орган обращения об одном факте нарушения обязательных требований расценивалось последним как основание для комплексной проверки субъекта предпринимательской деятельности, хотя в целом его работа нареканий не вызывала.

В ряде случаев намерение контролирующего органа провести внеплановую проверку мотивировалось не наличием информации о фактах нарушения закона или угрозы причинения вреда, а желанием увеличить статистические показатели своей работы.

Также Северо-Западной транспортной прокуратурой проверены проекты планов проведения проверок на 2010 год двенадцати поднадзорных органов государственной власти, наделенных контрольными функциями.

Установлено, что в проекты планов проверок 4 контролирующих органов незаконно включен ряд мероприятий. Соответствующие пункты исключены из проектов планов проверок.

Основанием для исключения явилось планирование проверок юридических лиц, с момента государственной регистрации, либо окончания проведения последней плановой проверки которых прошло менее 3 лет, что запрещено статьей 9 Федерального закона.

Только из проекта планов проверок Северо-Западного управления государственного железнодорожного надзора Ространснадзора исключено более 150 организаций.

Таким образом, практика реализации новых полномочий подтвердила, что со стороны контролирующих органов нередки случаи попыток незаконного вторжения в деятельность предпринимателей.

Причиной изложенного, наряду с незнанием закона, видится неправильная расстановка контролирующими органами приоритетов в своей работе. Надлежащий контроль за выполнением выданных предписаний и устранением выявленных нарушений не осуществляется. Вместо этого, производится погоня за пустыми показателями для создания видимости эффективной работы, не говоря уже о возможных попытках незаконного обогащения.

Однако в ряде случаев основания для проведения внеплановых проверок действительно имелись. Данные проверки незамедлительно согласовывались, по результатам их проведения выявлены нарушения закона, виновные лица привлечены к административной ответственности, а допускаемые нарушения пресечены.


 

С нового года Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» будет в полной мере применяться ко всем сферам надзора Северо-Западной транспортной прокуратуры и накопленный за текущий год опыт реализации новых полномочий безусловно поможет эффективной работе на данном направлении.