Депутаты областного парламента на очередном пленарном заседании ЗакСа в рамках Правительственного часа заслушали информацию УФНС РФ по Ленобласти об уплате налогов за девять месяцев 2009 года расположенными в регионе предприятиями.
 
На заседании замруководителя областного УФНС Нина Дмитриева рассказала о поступивших от предприятий налогах и задолженности, которая по налогу на прибыль составляет 309 млн. рублей, по налогу на доходы физических лиц – 294,6 млн. рублей. При этом недоимка по налогу на прибыль составляет 149 млн. рублей, по налогу на имущество организаций – 184. млн., по транспортному налогу – 727 млн., по земельному – 190 млн. рублей. В этой задолженности около 50% отложены для взыскания: либо по причине банкротства, либо передано уже судебным приставам для исполнения, либо находится в суде.
 
Основная потеря в доходной части областного бюджета - от налога на прибыль предприятий и организаций. Между тем, по словам парламентария Николая Емельянова («Единая Россия»), цена товаров практически не изменилась, объемы производства не столь сильно сократились, заработная плата практически не выросла. «Тогда в чем же причина того, что снизилась уплата налога на прибыль?» - поинтересовался депутат.
 
Докладчик пояснила ситуацию: согласно финансовой отчетности увеличилось количество убыточных предприятий. Чтобы проверить достоверность этих сведений, необходимо проводить выездные проверки. На вопрос спикера парламента Ивана Хабаров, какой процент предприятий налоговые органы имеют возможность проверить, прозвучал более чем неутешительный ответ – всего 5%. Это означает то, что мало возможности проверить достоверность убыточности предприятий и перечисления налога на доходы физических лиц. Как правило, причиной убытков называется то, что при наличии постоянных расходов (зарплата, жилищно-коммунальные услуги) происходит сокращение сбыта продукции. Второй момент: если организация строилась и вводит в эксплуатацию объект, то по Налоговому кодексу она имеет льготу – 30% амортизации списать себе на затраты. Увеличение курса иностранной валюты, в которой организации брали кредиты на строительство, также повлияло на убытки.
 
Депутаты Юрий Пахомовский («Единая Россия») и Сергей Кузьмин («Справедливая Россия») выразили обеспокоенность тем, что на собираемость налогов может повлиять планируемое объединение налоговых инспекций - в частности объединение по Бокситогорскому, Киришскому и Тихвинскому району, Приозерскому и Выборгскому. Нина Дмитриева заверила, что это не скажется на работе налоговых органов.
 
Парламентарий Вадим Рябов («Единая Россия») рассказал о том, что территориальные налоговые органы стали обращаться в органы местного самоуправления с предложением о пересмотре сроков уплаты земельного налога. В условиях финансового кризиса не приведет ли это к выпадающим доходам местных бюджетов? Нина Дмитриева ответила, что предложение налоговых органов установить один срок уплаты земельного налога вызвано тем, что сейчас в муниципальных образованиях разные сроки уплаты этого налога: в одних – два авансовых платежа в течение года и доплата по истечении, в других – один авансовый платеж в течение года и доплата по его окончании. По каждому сроку персонально направляются уведомления, а если налогоплательщик не заплатит, в первом случае снова надо посылать три требования и затем три исковых заявления в судебные органы. Установление одного срока уплаты земельного налога значительно облегчит работу налоговых органов. Однако, по мнению Рябова, для унифицирования работы налоговиков, логично оставить один авансовый платеж и платеж по концу года. «Это позволит понять, кто отреагировал, кто нет, и сразу создать базу налогоплательщиков, с которой потом можно будет работать. Таким образом, собираемость налога по концу года будет гораздо выше, чем когда налоговые органы за один раз попытаются собрать налоговые платежи или через суд их истребовать», - резюмировал Вадим Рябов. Право установить срок уплаты налога – за муниципальными образованиями, пояснила Нина Дмитриева.
 
Депутат Владимир Цой («Единая Россия») затронул проблему облагаемости налогом имущества физических лиц, которое не зарегистрировано. Выход из создавшейся ситуации, по мнению Нины Дмитриевой - внесение изменений в соответствующее Распоряжение Губернатора Ленобласти, которые предусмотрят  значительное увеличение годовой суммы арендной платы за земельный участок по истечении трехгодичного срока. То есть, если объект возводится более 3-х лет, не зарегистрирован и не сдан в эксплуатацию, а земельный участок находится в аренде, то увеличить арендную плату в несколько раз. Возможно, это заставит граждан быстрее оформить объект недвижимости.
 
Вопросов от депутатов было много - всех волновало то, что налоги не в полном объеме поступили в областной бюджет, ведь это его доходная часть. «Единоросс» Татьяна Павлова предложила эту проблему обсудить с депутатами Госдумы.
 
Заместитель председателя профильной комиссии по бюджету и налогам Олег Петров («Единая Россия») после заседания прокомментировал: «Доходная часть областного бюджета формируется в основном за счет налогов. Обеспокоенность и областного Правительства, и депутатов, вызвана тем, что сегодня образовалась очень большая недоимка по разным видам налогов. Мы не добираем по налогу на прибыль, на доходы физических лиц, по земельному и имущественному налогам. В ходе заданных нами вопросов налоговой инспекции депутаты поняли, что предстоит очень большой объем работы в этом направлении, чтобы недоимку сократить. Это позволит привлечь больше налогов, увеличить доходную часть бюджета, и, соответственно, решить вопросы, которые ставят перед нами жители Ленинградской области».
 
по материалам, предоставленным пресс-службой Законодательного Собрания Ленинградской области