Сегодня в Петербурге, в выставочном комплексе Ленэкспо, начал работу VII Форум СМИ Северо-Запада. На стенде Ленинградской области представлена медиа-сфера региона. Изюминкой экспозиции стал медиа-паспорт, аккумулирующий информацию о средствах массовой информации области, информационном пространстве региона в целом и каждого района в отдельности, государственной политике в сфере массовой информации. В рамках работы Форума, сегодня в 16.20 областной Комитет по печати и связям с общественностью проведет круглый стол "Модель конвергентной журналистики как ответ кризису".

Ленобласть располагает развитой самостоятельной системой средств массовой коммуникации, позволяющей обеспечивать доступ к социально значимой информации всему населению региона. Как сегодня, 21 октября, сообщили корреспонденту 47News в департаменте информационной политики областного правительства, по состоянию на 1 сентября 2009 года, к числу действующих в Ленинградской области относились 59 региональных, локальных и корпоративных газет (не считая изданий муниципальных образований 1-го уровня), 2 журнала, 24 радиопрограммы проводного вещания и эфирных радиостанций, 22 телекомпании (без учета кабельных операторов). При этом, по мнению областного департамента информационной политики, самостоятельные интернет-СМИ в Ленинградской области пока не получили достаточного распространения.

Мощности Санкт-Петербургского регионального центра — филиала ОАО «Российская телевизионная и радиопередающая сеть» (РТРС), радиоцентров № 1 (Ольгино) и № 11 (п. Красный Бор Тосненского р-на) и их цехов и ретрансляторов позволяют обеспечить зону уверенного телеприема на 95 процентах территории Ленинградской области, на которых проживает 99 процентов населения региона.

Основная часть общественно-политических масс-медиа Ленинградской области учреждена с участием администрации 47 региона и муниципальных образований (к таковым относятся 29 газет, 14 телекомпаний, все радиопрограммы проводного вещания), однако наряду с ними активно действуют издания и электронные СМИ без государственного или муниципального участия.

Разовый тираж муниципальных газет Ленинградской области составляет около 150 тыс. экз., еще 55 тыс. экз. насчитывает тираж пятничного (основного) выпуска региональной газеты «Вести». Суммарный тираж петербургских и федеральных изданий в регионе - примерно 18 тыс. экз. Таким образом, на тысячу жителей приходится около 136 экземпляров периодических печатных изданий.

Общая численность сотрудников СМИ в Ленинградской области достигает 1,2 тыс. человек (без учета занятых в полиграфической отрасли), примерно половина из них - журналисты.

Средствам массовой информации оказывается существенная поддержка со стороны субъекта Федерации. С 1996 года действует областной закон о государственной поддержке организаций по выпуску средств массовой информации, телерадиовещания и полиграфии в виде субсидий в размере до 100 процентов затрат на полиграфическое производство, газетную бумагу, экспедирование и распространение и до 50 процентов затрат на оплату услуг связи, электроэнергии, аренды помещений и коммунальных услуг. Субсидии устанавливаются ежегодно на конкурсной основе. В частности, в 2009 году такие субсидии получают 25 печатных изданий и 12 теле- и радиокомпаний. В областном бюджете Ленинградской области на 2009 год предусмотрены расходы на эти цели на общую сумму 107 млн. 250 тыс. рублей.

Размер бюджетной поддержки сферы массовой информации на 2010 год сохранится в рамках текущего года.

Государственная политика Ленобласти в сфере массовой информации направлена на обеспечение полноценного доступа населения региона к социально значимой информации путем развития системы средств массовой коммуникации и активного насыщения ее сведениями о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Информационную политику областного правительства осуществляет комитет по печати и связям с общественностью.

В целом, согласно данным опроса населения Ленинградской области, проведенного в октябре 2008 года по заказу администрации области Центром политических и психологических исследований, 78 процентов опрошенных были удовлетворены имеющимися возможностями получения информации. Основным источником социально значимой информации для жителей области продолжает оставаться телевидение: его назвали в качестве главного 85 процентов респондентов. На втором по значимости месте находятся печатные СМИ (36 процентов), радио является важным источником новостей для 17 процентов опрошенных, интернет-СМИ - до 13 процентов.